В декабре 2018 года был принят ряд постановлений Правительства РФ и законов, регулирующих деятельность управляющих организаций. Также в конце года вступили в силу нормативно-правовые акты, принятые ранее. Читайте краткий обзор нововведений в жилищном законодательстве, появившихся в конце 2018.
Сделаны исключения в «мусорной реформе» для городов и регионов
В конце года законодатели сосредоточили своё внимание на «мусорной реформе», что закономерно: с 1 января 2019 года в регионах должна начать действовать новая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ). За вывоз мусора с этого времени отвечает региональный оператор, выбранный на уровне субъекта РФ.
Однако для городов федерального значения сделали исключение: согласно Федеральному закону от 25.12.2018 № 483-ФЗ, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут не применять положения постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 1156 об обращении с отходами до 2022 года.
Право не переходить на новую схему по обращению с ТКО получили и регионы, в которых не выбран регоператор, конкурсный отбор признан несостоявшимся и не нашёлся ГУП или МУП с лицензией на такой вид деятельности. В таком случае регион получает отсрочку «мусорной реформы» до 1 января 2020 года.
ФАС о новой системе обращения с ТКО181050
Изменился ответственный за уборку мест погрузки ТКО
В рамках законотворчества в сфере обращения с ТКО не обошли вниманием и управляющие организации. 15 декабря 2018 года было подписано постановление Правительства РФ № 1572, которое переложило обязанности по уборке контейнерных площадок с собственников земли на регионального оператора по обращению с ТКО.
Согласно п. 3 ПП РФ № 1572, с 1 января 2019 года из минимального перечня работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, утверждённого ПП РФ № 290, исключена уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории МКД (п. п. 24, 25, 26.1 ПП РФ № 290).
Обязанность убирать место погрузки ТКО возложена на регионального оператора и закреплена в п. 148.12 ПП РФ № 354. Уборка контейнерных площадок включена в погрузку твёрдых коммунальных отходов регоператором.
Под уборкой мест погрузки ТКО подразумеваются действия по подбору обронённых при погрузке твёрдых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 ПП РФ № 1156).
Изменился порядок расчёта платы за отопление при наличии в доме хотя бы одного ИПУ
10 июля 2018 года Конституционный суд РФ, рассмотрев спор потребителя тепловой энергии и управляющей организации, признал не соответствующим Конституции РФ подход к расчёту платы за отопление согласно п. 42(1) ПП РФ № 354.
В законодательстве было закреплено, что если в доме хотя бы одно из помещений не оснащено исправным ИПУ тепловой энергии, то в остальных помещениях расчёт платы за отопление также не может вестись исходя из показаний индивидуальных приборов учёта.
КС РФ отметил, что подобный подход нарушает принцип равенства и справедливости и не способствует внедрению эффективного энергопотребления. Поэтому суд дал Правительству РФ указание внести изменения в ПП РФ № 354, что и было сделано постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.
С 1 января 2019 года расчёт платы за отопление при исправном ИПУ должен производиться исходя из показаний такого прибора вне зависимости от наличия счётчиков в других помещениях МКД (абз. 4 п. 42(1) ПП РФ № 354). При этом дом должен быть оборудован ОДПУ тепловой энергии. Расчёт платы в такой ситуации ведётся по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к ПП РФ № 354.
Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный673409
Введены новые правила при проведении муниципального конкурса по выбору УО
В середине декабря 2018 года внесены изменения в правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Нововведения закреплены постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1541.
Чтобы создать в рамках конкурса конкуренцию между УО и снизить стоимость договора управления при проведении отбора:
- предусмотрено пошаговое снижение цены ДУ, но не более, чем на 10% от цены, указанной в извещении о проведении конкурса (п.п. 76–78 ПП РФ № 75);
- не учитывается стоимость дополнительных работ УО и услуг по ремонту и содержанию общего имущества МКД (п.п. 85, 95 ПП РФ № 75).
Участник конкурса не должен иметь признанной или подтверждённой судом задолженности перед РСО или задолженности по уплате штрафов за административные правонарушения в сфере управления МКД (пп. 7, 8 п. 15 ПП РФ № 75).
Появились правила назначения УО для управления домом с невыбранной формой управления
Ещё один декабрьский документ, который касается определения муниципалитетом организации для управления МКД, – постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616. Документ регламентирует назначение управляющей организации на временной основе, сроком на один год, в случае, если конкурс по дому не состоялся из-за отсутствия претендентов.
В таком случае назначать временную УО будет орган местного самоуправления, выбирая организация из ранее утверждённого списка. Он формируется органом МСУ и размещается в ГИС ЖКХ (п. 5 ПП РФ № 1616). В список включаются УО, подавшие в орган МСУ соответствующее заявление, и УО, которые с 1 января 2019 года участвовали в открытых конкурсах.
Орган МСУ выбирает из перечня ту УО, которая управляет меньшим количеством МКД, переданным ей на основании выбора из перечня, относительно других организаций, включённых в список. Если несколько УО управляют одинаковым количеством домов, то выбор должен быть сделан в пользу организации, стоящей в перечне впереди других претендентов (п. 8 ПП РФ № 1616).
Снизился необходимый процент голосов собственников для принятия решения о текущем ремонте
Ещё один Федеральный закон – от 28.11.2018 № 435-ФЗ – вступил в силу 9 декабря 2018 года, изменив ч. 1 ст. 46 ЖК РФ в части требований к числу голосов собственников, необходимых для принятия решения о текущем ремонте общего имущества МКД.
Если до декабря 2018 года для того, чтобы провести текущий ремонт общего имущества, требовалось не менее ⅔ от числа всех голосов в доме, то сейчас необходимо, чтобы «за» было отдано более 50% от общего числа голосов собственников в МКД.
Как выбрать информационную систему для голосования на ОСС5882236
Отменены справки для получения субсидий и продлена работа Фонда ЖКХ
Помимо вышеупомянутых нормативно-правовых актов следует также упомянуть:
1. Федеральный закон от 2.12.2018 № 522-ФЗ.
№ 522-ФЗ установил, что с 1 июля 2020 года закупать, устанавливать и менять ИПУ электроэнергии будут РСО. Собственники перестанут нести за это ответственность. А с 1 января 2021 года РСО обязаны подключать счётчики электроэнергии к системе интеллектуального учёта, что позволит передавать показания в автоматическом режиме и дистанционно проводить полное или частичное ограничение потребления у должников. Плату за соответствующую услугу включат в тариф.
2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ.
№ 442-ФЗ упростил для граждан процесс предоставления субсидий на оплату ЖКУ: жителям многоквартирных домов не нужно больше подтверждать отсутствие долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг, чтобы получать такую помощь от государства. Прекратить выплаты субсидии можно только по вступившему в силу решению суда.
3. Федеральный закон от 28.11.2018 № 436-ФЗ.
№ 436-ФЗ продлил срок работы Фонда содействия реформированию ЖКХ до 1 января 2026 года. Фонд продолжит работать над программами по переселению россиян из жилья, непригодного для проживания, а также софинансировать программы капитального ремонта МКД.
4. Постановление Конституционного суда РФ от 20.12.2018.
КС РФ постановил разделить плату за центральное и индивидуальное отопление. Жители МКД, которые пользуются индивидуальным отоплением, не должны платить за центральное, не подведённое к их жилому помещению. Суд поручил Правительству РФ незамедлительно внести изменения в законодательство и предусмотреть порядок определения платы за отопление в МКД, отдельные жилые помещения в которых переведены на автономные квартирные источники тепловой энергии.
5. Федеральный закон от 28.11.2018 № 434-ФЗ.
В региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир. Закон вступил в силу 9 декабря 2018 года.
УО должны учесть изменения в жилищном законодательстве
Управляющие организации, продолжая управлять многоквартирными домами в новом календарном году, должны в работе учитывать изменения, которые произошли в законодательстве в конце 2018 – начале 2019 года:
1. С 1 января 2019 года регионы, где состоялся конкурс по отбору регоператора, перешли на новую схему по обращению с ТКО. Исключения – города федерального значения и субъекты РФ, где конкурсы не состоялись и власти не смогли найти временную организацию для выполнения этих функций.
2. За уборку мест и площадок погрузки ТКО с первого дня 2019 года отвечают регоператоры. Из обязанностей УО эти работы исключены.
3. Расчёт платы за отопление в помещении, где установлен ИПУ тепловой энергии, при наличии ОДПУ ведётся исходя из показаний счётчика независимо от наличия приборов в других помещениях дома.
4. Введены новые правила проведения открытого конкурса по отбору УО и требования к участникам такого отбора.
5. Орган МСУ назначает организацию для управления домом, где не выбрана форма управления, из сформированного перечня УО, подавших соответствующие заявки.
6. Собственники, принимая решение на ОСС о проведении текущего ремонта, должны собрать более 50% голосов от их общего числа в доме.