Недавно мы рассказывали, что управляющие организации и органы местного самоуправления Тверской области получили рассылку с требованием провести энергетическое обследование многоквартирных домов. Но в рассылках не всегда приходит достоверная информация. Узнайте, почему.

С чего всё началось

На электронные почты управляющих организаций и органов местного самоуправления пришли письма с информацией о необходимости провести энергетическое обследование многоквартирных домов в срок до 31 мая 2018 года. Как выяснилось позже, предупреждения отправила коммерческая организация, которая таким образом навязывала свои услуги по энергетическому обследованию зданий и присвоению им класса энергоэффективности по льготной цене. При этом в письмах предприниматели использовали символику «Портала госпрограмм РФ».

На незаконную деятельность организации обратило внимание Главное управление Государственной жилищной инспекции Тверской области. Ведомство разместило на своём сайте информацию о том, что своей рассылкой коммерческая организация вводит в заблуждение органы местного самоуправления и управляющие организации.

Орган ГЖН предупредил, что энергетическое обследование МКД не является обязательной процедурой для управляющих организаций и органов местного самоуправления за исключением случая, когда управляющие организации ведут регулируемые виды деятельности и в их отношении установлен тариф на один или несколько видов коммунального ресурса. Разберёмся, почему.

Понятие энергоэффективности зданий

Под энергетической эффективностью понимают рациональное использование энергоносителей для сохранения ресурсов. Класс энергоэффективности показывает, насколько эффективно сооружение расходует ресурсы.

В России выделяют следующие классы энергоэффективности: А++, А+, А, B+, B, С+, С, С-, D, Е. Намного меньше энергии, чтобы поддерживать в МКД нормальные условия, необходимо зданиям класса А.

Если многоквартирному дому присвоен высокий класс энергоэффективности, затраты жителей на оплату коммунальных услуг снижаются. Также такие дома меньше загрязняют экологию, чем строения с низким классом энергоэффективности.

Законодательство о присвоении классов энергоэффективности

Отправной точкой работы в направлении присвоения зданиям классов энергетической эффективности стал Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Документ установил запрет на производство, использование и оборот неэнергоэффективных товаров, ограничил оборот ламп накаливания, ввёл обязанность юридических и физических лиц устанавливать приборы учёта, определил требования энергоэффективности как к новым зданиям, так и к введёным в эксплуатацию до принятия закона объектам и др.

Приказ Минстроя РФ от 06.08.2016 № 399/пр установил порядок присвоения и подтверждения классов энергоэффективности МКД.

В марте текущего года в Минюсте РФ был зарегистрирован приказ Минстроя РФ от 17.11.2017 № 1550/пр, который устанавливает требования к энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. В документе перечислены показатели, характеризующие выполнение требований энергоэффективности, а также обязательные и дополнительные требования, обеспечивающие выполнение таких показателей.

Обязанность присваивать класс энергоэффективности

Основные требования к присвоению класса энергетической эффективности устанавливает Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Они различны для зданий, которые только вводятся в эксплуатацию или находятся на реконструкции, и домов, которые введены в эксплуатацию до выхода документа.

В соответствии с ч. 1 с. 12 № 261-ФЗ класс энергоэффективности МКД, вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора, согласно правилам определения класса энергетической эффективности МКД.

Класс энергетической эффективности МКД в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом ГЖН при осуществлении государственного жилищного надзора, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия МКД требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме (ч. 3 ст. 12 № 261-ФЗ).

В ч. 1 ст. 16 № 261-ФЗ указано, что энергетическое обследование зданий обязательно проводят органы государственной власти и местного самоуправления, наделённые правами юридических лиц, организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.

Остальные управляющие организации должны не реже одного раза в год разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Например, на общем собрании собственников помещений в МКД УО может предложить установить в подъездах дома энергосберегающие лампы. Для этого нужно рассчитать, сколько средств понадобится на установку, в течение какого периода собственники будут выплачивать средства за установку, и какая будет выгода от проведения мероприятий по энергосбережению.

Сделаем вывод: прямой обязанности управляющих организаций проводить энергетические обследования и определять класс энергоэффективности многоквартирных домов действующее законодательство не предусматаривает за исключением одного случая. Поэтому прежде чем доверять подобным рассылкам, внимательно изучите, нужно ли вам следовать указанным в ним рекомендациям.