ГИС ЖКХ: штрафы и дисквалификация уже реальность
Устаревшая статья
Во многих субъектах РФ с 1 февраля 2016 года вступили в свою законную силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ. Следовательно, до 1 июня 2016 года управляющим компаниям этих регионов предстоит разместить всю необходимую информацию в системе. В противном случае ГЖИ обоснованно может вынести предписание, наложить штраф или подвергнуть дисквалификации руководителя УК. Поэтому мы считаем необходимым сделать обзор свежей судебной практики по административным делам за неразмещение информации УК в ГИС ЖКХ.
ГИС ЖКХ заработает в 26 регионах страны102420
Первые ласточки
Первые прецеденты появились в Мурманской и Новгородской областях, а также в Краснодарском крае. Так, в сентябре 2015 года ГЖИ Мурманской области выявила, что одна из региональных управляющих компаний не зарегистрирована в ГИС ЖКХ и не разместила информацию в системе. Поэтому на УК наложили административный штраф в размере 30 000 рублей по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ.
Управляющая компания пыталась обжаловать решение в Арбитражном суде. Но суд счёл правильными действия ГЖИ по привлечению УК к административной ответственности. Поэтому управляющей компании пришлось заплатить штраф.
Ещё больше не повезло управляющим компаниям и их руководителям в Великом Новгороде и Краснодаре. Там за аналогичное правонарушение помимо самого штрафа дисквалификации подверглись руководители управляющих компаний. Решение суда также не удалось оспорить.
Как оспорить штраф за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ112910
Судебная практика
А теперь посмотрим на наглядных примерах, по каким статьям и на какую сумму могут оштрафовать управляющие компании за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.
Первым в нашем обзоре будет административное дело № 12-371/2015 от 16 сентября 2015 года, в котором УК «Звезда плюс» обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи, признавшего управляющую компанию виновной за неразмещение информации в ГИС ЖКХ по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ. Управляющей компании грозил штраф в размере 30 000 рублей.
Руководитель данной УК виновность компании отрицал в связи с тем, что официальный сайт ГИС ЖКХ долгое время не работал по техническим причинам. Поэтому УК не могла зарегистрироваться и разместить информацию в системе. Также управляющая компания просила суд обратить внимание на нарушения прокуратуры и мирового судьи при проведении проверки и вынесении решения.
Исследовав материалы дела, суд счёл правильным и обоснованным решение мирового судьи о вынесении УК штрафа в размере 30 000 рублей по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки.
Суд не принял во внимание доводы представителя управляющей компании о невозможности размещения информации на официальном сайте ГИС ЖКХ по причине технических неполадок. Данный факт не является основанием для освобождения УК от административной ответственности. Суд посчитал, что представителем УК не представлены письменные доказательства того, что им предпринимались попытки связаться со службой техподдержки ГИС ЖКХ.
При таких обстоятельствах суд сделал правильные выводы о наличии в действиях УК «Звезда плюс» состава административного правонарушения по указанной выше статье. Поэтому жалобу УК «Звезда плюс» оставили без удовлетворения, а постановление мирового судьи о наложении административного штрафа в размере 30 000 рублей - без изменения.
Во втором деле №5-1349-2/2015 от 22.12.2015 года рассматривалась виновность УК «Меридиан» по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Тверской суд за данное правонарушение наложил на управляющую компанию штраф в размере 30 000 рублей.
При проведении внеплановой проверки ГЖИ обнаружила отсутствии информации о данной управляющей компании и многоквартирных домах в управлении в ГИС ЖКХ. ГЖИ составила акт проверки и протокол, которые были представлены в суде в качестве доказательства виновности УК «Звезда плюс». Представитель УК в суд не явился, поэтому решение было вынесено без него, что не избавляет управляющую компанию от ответственности.
В следующем постановлении суда по делу 5-491/2015 от 9 сентября 2015 года в городе Улан-Удэ судья также наложил административный штраф на управляющую компанию по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.
ГЖИ провела внеплановую проверку данной управляющей компании и выявила, что УК не разместила информацию на сайте ГИС ЖКХ по многоквартирным домам в управлении.
Исследовав представленные доказательства, суд считает УК виновной в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ. Поскольку согласно п.18 с.7 ФЗ №209 от 21.07.2014 года лица, осуществляющие деятельность по управлению МКД, должны размещать в системе информацию, предусмотренную п.1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч.1 ст.6 209-ФЗ.
Недремлющее око ГЖИ162671
Рассмотрим ещё одно постановление Кемеровского суда по делу №5-773/2015-4 от 14 декабря 2015 года. В неразмещении информации в ГИС ЖКХ обвиняется УК «РЭУ-7». Причем в данном случае протокол об административном правонарушении ГЖИ составлен по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ.
Правозащитник данной УК просил суд обратить внимание на то, что протокол ГЖИ вынесен с нарушениями и фактические обстоятельства по делу не соответствуют указанной в документе квалификации. Также он просил учесть, что материалы дела имеют признаки состава административного правонарушения по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.
Однако, выслушав материалы дела и рассмотрев предоставленные доказательства, суд принял сторону ГЖИ, посчитав, что действия УК «РЭУ-7» квалифицированы правильно по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ как нарушение управляющими компаниями правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Таким образом, управляющая компания нарушила нормы жилищного законодательства (ч.10 ст.162, ч.10.1 ст.161 ЖК РФ) и Правил осуществления деятельности по управлению МКД (ПП РФ №416 от 15.05.2013), согласно которым УК должна обеспечить свободный доступ к информации о себе и управляемых домах в указанных по законодательству источниках.
Суд вменил управляющей компании ещё и нарушение Стандарта раскрытия информации (ПП РФ №731 от 23.09.2010). Поскольку проверка ГЖИ выявила отсутствие необходимой информации также на сайте Реформа ЖКХ.
В совокупности выявленных в ходе проверки ГЖИ нарушений суд пришёл к мнению, что виновность УК «РЭУ-7» и состав административного правонарушения квалифицируется по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ с учётом обнаруженных нарушения в части не раскрытия информации на портале Реформа ЖКХ. Поэтому на данную управляющую компанию был наложен административный штраф по выше указанной статье.
Положительная судебная практика для УК по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ233630
Как видите, ГЖИ уже начинают активно проверять управляющие компании по всей стране на предмет их регистрации в ГИС ЖКХ и размещения информации о своей деятельности и МКД в управлении. Штраф сейчас получить можно легко, а вот оспорить его в суде будет уже не так-то просто, не говоря уже о дисквалификации руководителя УК.
Поэтому торопитесь! Регистрируйтесь в ГИС ЖКХ и вносите в систему всю требуемую по законодательству информацию, чтобы не попасть под штрафы и дисквалификацию! Напоминаем также, что с 1 июля 2016 года штраф за неразмещение информации в ГИС ЖКХ по ст.13.19.2 КоАП РФ возрастает с 30 до 100 тысяч рублей.