На рассмотрение Госдумы 13 ноября 2015 года внесён проект федерального закона №928761-6 «О внесении изменений в статью 12 ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части продления срока начала применения положений Жилищного кодекса РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в МКД).
Исключение ОДН из общей платы за коммунальные услуги предлагается перенести на 1 января 2017 года
Законопроект предлагает перенести срок вступления в силу положения об исключении из состава общей платы за коммунальные услуги и включение в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной, горячей воды, электроэнергии, теплоэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, а также отведения сточных вод в этих же целях с 1 апреля 2016 года на 1 января 2017 года.
Напоминаем, что поправки направлены на то, чтобы исключить с 1 апреля 2016 года расходы на ОДН из состава платы за коммунальные услуги. Теперь предлагается внести расходы на общедомовые нужды в оплату за жилищные услуги. С 1 апреля 2016 года в законную силу вступают положения п.2 ч.1 ст.154 ЖК РФ, согласно которым расходы на ОДН переходят из состава платы за КУ в состав оплаты за жилищные услуги (ФЗ №176 от 29.06.2015 г.).
Также предлагается ввести ограниченный норматив для потребления и расчёта размера платы за ОДН, который будет установлен субъектами РФ. Законопроектом оговорено, что для расчёта размера платы за ОДН будет взят за основу норматив потребления по состоянию на 1 сентября 2016 года. На сегодняшний день нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН в подавляющем большинстве российских регионов до сих пор не определены.
Сложности в определении размера платы за ОДН
Размер платы за расходы на ОДН рассчитывается из нормативов потребления соответствующих видов КУ, входящих в состав общедомовых нужд. Но для будущих расчётов это представляется проблемной задачей по нескольким причинам. Во-первых, плата за отопление не делится за жилое/нежилое помещение и общедомовые нужды. Во-вторых, плата за водоотведение на ОДН упразднена Постановлением Правительства РФ №344 от 16.04.2013 года.
Это исходит из того, что инициаторы законопроекта не совсем понимают, что такое коммунальные расходы на общедомовые нужды, а также откуда они берутся и из чего складываются. Поэтому нет чёткого понимания, как классифицировать общедомовые расходы и к какой категории их отнести.
В-третьих, любой многоквартирный дом уникален в своём роде, имеет свою сложную инженерную систему, из которой вытекают расходы на содержание общедомового имущества. В зависимости от конструктивных особенностей МКД и придомовой территории, в ОДН могут входить расходы на водо- и теплоснабжение, подъездное и уличное освещение, лифты, домофоны, оборудование интернет-провайдеров, усилители антенн, системы видеонаблюдения, сигнализации и пожаротушения. Поэтому у каждого дома складывается свой уникальный объём коммунальных услуг для общедомовых нужд.
Согласно ФЗ №261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" практически во всех многоквартирных домах в нашей стране установлены общедомовые приборы учёта. В зависимости от уровня благоустройства, технической возможности самого дома и платёжеспособности собственников помещений в нём, ОДПУ могут быть установлены на воду, электроэнергию, газ и теплоснабжение.
Следовательно, данные расходы относятся к категории коммунальных услуг, но не жилищных. Для расчёта платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды необходимо снять показания с ОДПУ и сложить их с показаниями квартирных счётчиков собственников помещений в доме.
Из этой формулы определяется разница показаний ОДПУ и суммы показаний квартирных приборов учёта. Эта разница потребления ресурсов на ОДН распределяется между всеми собственниками помещений в доме в зависимости от площади занимаемых ими квартир. Полученный результат по каждой квартире жильцов дома умножается на тариф, чтобы в итоге получить сумму платежа за ОДН.
Теперь, если расходы на ОДН будут отнесены к оплате за жилищные услуги, то непонятно, каким образом будет высчитываться сумма платежа, поскольку на них уже не будут распространяться тарифы потребления коммунальных услуг. Следовательно, необходимо будет определять новые нормативы потребления и тарифы для расчёта платы за ОДН.
Есть ли необходимость во включении расходов на ОДН в плату за жилищные услуги?
Типовые многоквартирные дома одной серии требуют разной эксплуатации и ухода за собой. Кроме того, собственники помещений в МКД к общему имуществу дома относятся по своему усмотрению и на общем собрании принимают решение о необходимости введения дополнительной платы за ту или иную работу/услугу или нет.
Если сумма расходов на общедомовые нужды войдёт в тариф на содержание, управление и текущий ремонт МКД, то данный шаг будет расценен собственниками жилья неоднозначно из-за переменной величины услуги. Поэтому у управляющей компании могут появиться сложности с прогнозированием поступления денежных средств от потребителей ЖКУ, бюджетированием и бизнес-планированием.
Как следствие, управляющей компании придётся обращаться к собственникам жилья с предложением о повышении действующего тарифа на ОДН или об отказе от исполнения части работ/услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. Повышение тарифа на жилищные услуги в отличие от коммунальных выносится только решением собственников жилья на общем собрании. Если такое решение не будет принято, то и тариф на ОДН нельзя будет увеличить.
Нельзя забывать и о том, что законодатель хочет выделить плату за ОДН в отдельную строку в квитанции. В таком случае сумма будет отображаться одной цифрой, без разбивки по виду коммунального ресурса на общедомовые нужды, без указания объёмов ресурса и нормативов потребления. Это значит, что собственники жилья не узнают, из чего складывается сумма расходов на общедомовые нужды в целях содержания жилого помещения. Следовательно, потребители и плательщики ЖКУ не смогут отследить и проверить добросовестность начислений за ОДН.
Следующим моментом выступает тот факт, что исключение платы за расходы на ОДН из состава платы за коммунальные услуги позволит РСО повышать тарифы на предоставляемые ими КУ, не превышая предельно допустимый индекс.
Но по ст.157.1 ЖК РФ нельзя повышать размер платы с населения за ЖКУ больше, чем установлены максимальные индексы изменения суммы вносимой потребителями платы за КУ в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта РФ. В итоге всё это приведёт лишь к усложнению и путанице в расчётах за жилищно-коммунальные услуги между потребителями и поставщиками КУ.
Видимо, именно по этой причине инициаторы проекта предлагают передвинуть на более поздний срок перевод ОДН из коммунальных в жилищные услуги. Действительно, за это время можно досконально разработать систему расчётов для взимания платы за общедомовые нужды.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!