В Красноярске управляющая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги, попыталась расторгнуть с одним из жителей МКД договор на теплоснабжение. УО начисляла платежи по показаниям общедомового прибора учёта, но собственник оплачивал теплоэнергию по показаниям ИПУ. Суд встал на сторону владельца квартиры.

В ноябре 2017 года управляющая организация подала в суд иск к жителю одного из МКД о признании договора на теплоснабжение ничтожным. Конфликт между УО и собственником возник из-за того, что он оплачивал теплоэнергию согласно показаниям ИПУ, установленного в его квартире. Управляющая организация выставляла квитанции за теплоэнергию по показаниям общедомового прибора учёта тепла, так как в МКД была только одна квартира, в которой были установлены индивидуальные приборы учёта теплоэнергии.

Согласно законодательству, действующему на тот момент, показания внутриквартирных счётчиков теплоэнергии учитывались при начислении платежей только в том случае, если такие приборы установлены в 100% квартир МКД. Собственник ежемесячно оплачивал потребляемую им теплоэнергию. Однако из-за разницы сумм, исчисленных по показаниям ИПУ и ОДПУ, возник долг. Поэтому управляющая организация решила обратиться в суд с требованием расторгнуть договор.

Как оказалось, УО заключила с собственниками помещений договоры на ЖКУ до того, как данный МКД был внесён в реестр лицензий УО. В доказательство этого факта управляющая организация предоставила суду предписание органа строительного надзора и решение арбитражного суда с требованием перерасчёта платы за ЖКУ в период, когда УО фактически приступила к управлению домом, но сам МКД ещё не был внесён в реестр лицензий.

Так как договор на теплоснабжение был заключён до того, как УО получила законное право управлять домом, истец просил признать этот договор ничтожным и позволить УО использовать для начисления платы за теплоэнергию показания ОДПУ, а не индивидуального прибора учёта.

Рассмотрев все обстоятельства дела, суд пришёл к выводу, что оснований для признания договора ничтожным нет. Фактически УО приступила к управлению МКД в момент заключения договора, в тот же момент ответчик начал исполнять свои договорные обязательства. Так как договор остался в силе, плата за теплоэнергию должна вноситься по условиям договора, и в этом случае УО не имеет права рассчитывать плату за теплоэнергию на основании показаний ОДПУ.

Управляющая организация попыталась оспорить решение суда первой инстанции. Однако в конце сентября 2018 года Красноярский краевой суд рассмотрел дело и оставил предыдущее решение без изменения.

Ранее суды часто рассматривали споры о том, как следует начислять плату за теплоэнергию для квартир, где установлены соответствующие ИПУ. В июле 2018 года ВС РФ признал неконституционными нормы закона, по которым показания ИПУ учитываются только в случаях, если такие приборы установлены во всех квартирах МКД.