10 сентября наш постоянный эксперт Елена Шерешовец провела онлайн-семинар «Мы ждём перемен: грядущие и наступившие изменения в ЖКХ в 2020 году». Мы обсудили законопроекты и уже вступившие в силу законы, которые окажут наибольшее влияние на работу организаций ЖКХ в этом и следующем годах. Готовьтесь к переменам вместе с нами.
Что нового законодатели планируют внести в Правила управления МКД942226
Смотрите онлайн-семинар и планируйте работу своей организации
Тема, которую мы выбрали для онлайн-семинарf не из разряда тех, что можно сразу применить в жизни, но она очень важна для планирования. В ходе обсуждения принятых законов и рассматриваемых законопроектов Елена Шерешовец дала рекомендации, на что обратить внимание, где сделать пометку, чтобы потом обязательно проработать этот вопрос. Подробности в видео:
Смотрите демо-ролик на YouTube-канале Ассоциации «Р1» →
Идентификатор должника, комиссия на оплату ЖКУ и штрафы за некачественные КУ, взаимодействие с коллекторами
Для первой части онлайн-семинара Елена Шерешовец отобрала законопроекты, которые прошли первое или первое и второе чтение. Их примут с вероятностью 90%. Каждый из них необходимо изучить, чтобы понять, какое влияние он окажет на работу непосредственно вашей компании.
Законопроект 735817-7 предусматривает введение нового идентификатора при взыскании задолженности по ЖКУ.
В октябре прошлого года вышел № 451-ФЗ, который обязал при обращении в суд для взыскания задолженности по ЖКУ указывать идентификатор ответчика. На сегодняшний день идентификатором может быть ИНН, СНИЛС, паспорт, ОГРН ИП, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства.
В июне 2020 года № 166-ФЗ (статьи 20.2 и 20.3) приостановил действие идентификаторов до 31 декабря 2020 года. Норма отсрочена, но уже с 1 января проблема может снова встать в полный рост.
Одно из решений – введение нового идентификатора – номера лицевого счёта ГИС ЖКХ. Законопроект принят во втором чтении, но есть нюанс: судебные приставы-исполнители и правовое управление администрации президента выступают против него. Аргументируют тем, что лицевой счёт даётся на квартиру, между тем как должник – это конкретное лицо. Идентификатор должен быть на конкретного человека.
Если законопроект не примут, возникнет вопрос, что делать с 1 января. Об альтернативных путях решения проблемы вы узнаете из видеозаписи онлайн-семинара.
Законопроект 891841-7 касается комиссии за оплату ЖКУ. На настоящий момент законодательство не запрещает банкам выставлять комиссию при оплате услуг ЖКХ. Но не прописывает, кому она может выставляться: потребителю или управляющей организации, – банк решает самостоятельно. Чаще всего комиссию оплачивают управляющие и ресурсоснабжающие компании.
Законопроект предлагает закрепить запрет взимания комиссии с потребителя, расходы однозначно перейдут на УО и РСО. Елена Шерешовец рекомендует подыскать банк, который вообще ни с кого не берёт комиссию.
Во втором чтении активисты и ассоциации УО и РСО добились изменения текста данного законопроекта: комиссию будет запрещено брать только с пенсионеров.
Законопроект 938201-7, рассмотренный в первом чтении, посвящён взиманию штрафов за некачественные коммунальные услуги. Всё, что есть в тексте данного проекта, перечислено также в новых Правилах управления МКД, о которых Елена Шерешовец подробно рассказала на онлайн-семинаре.
В настоящий момент уже действует система экономической ответственности исполнителя:
- снижение размера платы за коммунальные услуги (разд. IX Правил № 354);
- возмещение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества КУ (п. 151 Правил № 354);
- компенсация морального вреда (п. 155 Правил № 354).
- потребитель вправе требовать с исполнителя штраф по правилам Закона о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ, п. 150 Правил № 354).
Если нарушение качества происходит до стены МКД, ответственность лежит на РСО, если оно возникло на ВДИС – на управляющей организации (п. 103 Правил № 354). Согласно тексту законопроекта, останется только изменение размера платы лицом, предоставляющим коммунальные услуги с последующей компенсацией.
Законопроект № 911636-7 предусматривает внесение изменений в статью 155 ЖК РФ. Планируется установить прямой запрет на заключение управляющими компаниями и ТСЖ с коллекторами:
- договоров комиссии;
- агентских договоров;
- договоров поручения;
- иных договоров, направленных на возврат просроченной задолженности по внесению платы за ЖКУ.
В случае принятия законопроекта будет установлен запрет на наделение коллекторов соответствующими полномочиями путём выдачи доверенности. Заключённые в таком случае сделки будут признаваться ничтожными.
Уступка прав возможна будет в пользу вновь выбранной УО, ТСЖ, РСО, регоператоров по обращению с ТКО. В настоящее время ч. 18 ст. 155 ЖК РФ запрещает просто уступку права требования другим лицам кроме РСО, регионального оператора и вновь выбранной УО, ТСЖ.
Как УО обойти требование указывать в иске идентификатор должника292284
Полномочия председателя Совета МКД, новые счётчики электроэнергии
С 1 августа вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 277-ФЗ. Он изменил полномочия председателя Совета дома.
Согласно ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ, председатель Совета дома действует на основании:
- либо доверенностей, выданных собственниками помещений – тогда права и обязанности возникают у тех, кто выдал доверенности;
- либо решения ОСС, которое наделило его соответствующими полномочиями – права и обязанности возникают у всех собственников.
Это не обязательно было включать в Жилищный кодекс РФ, такие положения давно закрепила судебная практика. Был переписан процесс подписания председателем актов выполненных работ и услуг. До 1 августа 2020 года председатель подписывал акт в силу своего статуса, теперь для этого также необходимы либо доверенности, либо решение ОСС.
ОСС, которое наделяет председателя всеми перечисленными полномочиями, должно собрать ⅔ голосов от общего количества голосов. Получается, что с 1 августа председатель, подписывая акт, должен набрать или 50% доверенностей, либо получить свои полномочия по решению ОСС с ⅔ голосов «за».
Теперь председатель не может подписать акт просто в силу своего статуса. Если же он вообще не подпишет акт, УО могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Что в связи с этим делать управляющим организациям, вы узнаете, посмотрев видеозапись онлайн-семинара.
С 1 июля 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Оно касается только приборов учёта электроэнергии.
Основная цель – переход на интеллектуальные системы учёта электрической энергии. С того момента, как старые счётчики заменены на новые, они уходят в ведение энергосбыта. Пока этого не произошло, такие счётчики – зона ответственности УО.
Появились понятия «сетевая организация» и «гарантирующий поставщик электрической энергии» (п. 2 ПП РФ № 354, п. 2 ПП РФ № 124). По окончании срока поверки, при поломке счётчика обязанность его заменить возникает у сетевой организации, которая работает в вашем городе.
Узнайте, что делать, если счётчик сломался или срок его поверки закончился до 1 июля, посмотрев видеозапись онлайн-семинара.
Для УО и ТСЖ установили новые обязанности (п. 18.1 ПП РФ № 124, п. 31 ПП РФ № 354):
- обеспечивать допуск сетевой организации к ПУ;
- принимать участие во вводе в эксплуатацию счётчиков;
- передавать необходимые документы о приборах учёта и общедомовом имуществе;
- обеспечивать сохранность ОДПУ, установленных на общем имуществе МКД.
Если ОДПУ, ИПУ подключены к интеллектуальной системе учёта энергии (мощности), то гарантирующий поставщик является владельцем такой системы и отвечает за снятие и предоставление показаний, за предоставление доступа к системе, поверку, замену, обслуживание, эксплуатацию, а также за уведомление потребителя о подключении к такой системе (пп «ж», «з2» п. 31, пп «д», «е» п. 31.1, пп «к6», «к7» п. 32, п. 80.1 ПП РФ № 354).
С 1 января 2022 года разрешается устанавливать и допускать в эксплуатацию только ОДПУ с минимальным набором функций интеллектуальных систем. Повышающий коэффициент 1,5 сохраняется только в трёх случаях:
- более 2-х недопусков к установке,
- вмешательство в работу ОДПУ,
- необеспечение сохранности пломб.
Как решить проблемы УО после пандемии: рассказывает МКА «Арбат»59270
Что ещё вы узнаете, посмотрев видеозапись онлайн-семинара
Елена Шерешовец успела дать управляющим организациям и ТСЖ массу полезной информации. Вот что ещё вы узнаете, посмотрев полную запись онлайн-семинара «Мы ждём перемен: грядущие и наступившие изменения в ЖКХ в 2020 году»:
- какие изменения произойдут в КоАП РФ и Процессуальном кодексе,
- что нужно знать УО и ТСЖ о Стратегии развития ЖКХ–2035,
- как с 1 июня 2020 года происходит расчёт ОДН,
- как взимать пени в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года.
Также вы получите ответ на главный вопрос – что пропишут в новых Правилах управления МКД, когда их примут и к чему готовиться управляющим организациям. Приятного просмотра.