За несоблюдение Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ может грозить дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Как не нарушить закон при проведении ОСС, расскажем сегодня.

При оформлении вводной части протокола ОСС необходимо заполнить сведения о лицах, принявших участие в голосовании. И здесь вам не избежать упоминания персональных данных: ФИО, реквизитов документа о праве собственности, номера квартиры и т.д.

Уже после проведения ОСС в управляющую организацию за персональными данными могут обратиться собственники и наниматели помещений в МКД или представители различных органов. Что делать в этой ситуации? Какие данные можно предоставлять, а какие нельзя, разберёмся вместе.

Персональные данные в протоколе ОСС

Действительно, согласно п.п. 12–15 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр, во вводной части протокола ОСС необходимо указать сведения об инициаторах собрания и проголосовавших на ОСС лицах, в том числе паспортные данные.

Напомним, что ещё во время общественного обсуждения проекта приказа № 937/пр, действовавшего до 5 марта 2019 года и утратившего силу после подписания № 44/пр, общественность выразила недовольство и обеспокоенность тем, что персональные данные окажутся в свободном доступе.

Под свободным доступом понималась выгрузка электронных образов протоколов ОСС в ГИС ЖКХ. Ни много ни мало, в систему размещаются:

  • ФИО собственника,
  • номера квартир (комнат),
  • реквизиты права собственности на недвижимое имущество.

Закон принят, и согласно приказу Минстроя РФ и Минкомсвязи РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр, после того, как был подписан протокол ОСС, УО отводится 10 дней на раскрытие сведений об ОСС в ГИС ЖКХ:

  • число участников голосования по вопросам повестки дня;
  • количество голосов: «за», «против», «воздержался» по каждому вопросу повестки дня;
  • протокол ОСС;
  • решения проголосовавших (для заочного голосования – бюллетень).

Но персональные данные, хотя и находятся в системе, однако размещены далеко не в открытом доступе. Документы, содержащие персональные данные, находятся в закрытой части системы и доступны только лицам с соответствующими правами доступа.

Управляющая организация и персональные данные

Нередко после проведения ОСС в управляющую организацию обращаются различные органы или собственники помещений МКД с просьбой предоставить им сведения о проголосовавших лицах. Можно ли поделиться сведениями?

Для начала рекомендуем разобраться, для чего просителю понадобились персональные данные.

Согласно ст. 7 № 152-ФЗ, управляющие организации, как лица, получившие доступ к персональным данным, не имеют права раскрывать их и распространять без согласия на то владельца.

Предоставляя персональные данные, их владелец, согласно ст. 9 указанного Федерального закона, добровольно соглашается на их обработку. Но в любом правиле есть исключения.

В данном случае они перечислены в ст. 6 № 152-ФЗ: обработать персональные данные без согласия владельца можно, если это необходимо для:

  • исполнения правосудия,
  • реализации судебного акта, акта органа либо должностного лица,
  • выполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д.,
  • приведения в исполнение и заключения договора, где одной из сторон выступает владелец персональных данных;
  • защиты жизни, здоровья и интересов владельца персональных данных;
  • исполнения прав и интересов оператора и третьих лиц,
  • достижения общественно значимых целей – но при этом не могут нарушаться права владельца персональных данных,
  • исследовательских целей, кроме указанных в ст. 15 № 152-ФЗ – персональные данные обезличиваются,
  • доступа любого желающего к персональным данным по просьбе владельца;
  • обязательного раскрытия данных по законам РФ.

Если вы думаете, что «обработка» персональных данных – невинное занятие, то вы ошибаетесь. Дело в том, что под этим понятием, согласно п. 3 ст. 3 № 152-ФЗ, понимается любое действие, совершаемое с персональными данными: «сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных».

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Ответственность за нарушение закона о персональных данных прописана в ст. 24 № 152-ФЗ. Нарушителю в зависимости от тяжести совершённого деяния грозит гражданская, административная, дисциплинарная и даже уголовная ответственность. Также подлежит возмещению моральный вред, причинённый владельцу персональных данных.

Административная ответственность наступает по статьям:

  • 5.39 («Отказ в предоставлении информации»), 
  • 3.11 («Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации...»),
  • 13.12 («Нарушение правил защиты информации»),
  • 13.13 («Незаконная деятельность в области защиты информации»),
  • 13.14Разглашение информации с ограниченным доступом»),
  • 19.7 («Непредставление сведений (информации)») КоАП РФ.

Так, согласно ст. 13.11 КоАП РФ за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных оператору грозит предупреждение или административный штраф:

  • для граждан – от 300 до 500 рублей,
  • для должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей,
  • для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Дисциплинарная ответственность наступает по статьям Трудового кодекса РФ 81, 90, 192.

Уголовная ответственность за нарушение закона о персональных данных грозит по статьям 137 («Нарушение неприкосновенности частной жизни»), 140 («Отказ в предоставлении гражданину информации») и 272 («Неправомерный доступ к компьютерной информации»).

Именно поэтому операторам персональных данных (а ими также выступают сотрудники управляющих организаций) нельзя предоставлять третьим лицам сведения, включающие персональные данные, без согласия на то их владельца.

Если огорчённые собственники, не согласные с результатами ОСС, просят предоставить им всю документацию, включая листы регистрации, решения, бюллетени и протоколы ОСС, то УО имеет право отказаться от предоставления таких сведений.

Однако собственники могут обратиться за помощью в ГЖИ или суд с требованием признать итоги голосования нелегитимными. Тогда ГЖИ могут проверить документы, содержащие персональные данные, и УО не может воспрепятствовать этому.