Продолжаем серию статей о № 248-ФЗ и особенностях проведения контрольно-надзорных мероприятий согласно данному закону. Узнайте, какие действия могут совершать надзорные органы в процессе проверок и с какими из них УО и ТСЖ сталкиваются во время госжилнадзора.

Из десяти контрольно-надзорных действий из № 248-ФЗ в госжилнадзоре применяются четыре

В главе 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ описаны десять контрольно-надзорных действий (КНД), которые вправе использовать инспекторы при проверках и иных мероприятиях:

  • осмотр,
  • опрос,
  • получение письменных объяснений,
  • истребование документов,
  • досмотр,
  • отбор проб или образцов,
  • инструментальное обследование,
  • испытание,
  • экспертиза,
  • эксперимент.

Как отмечают юристы компании «МКДЭКСПЕРТ», при проведении госжилнадзора управляющие домами столкнутся только с четырьмя такими действиями в соответствии с п. 28 постановления Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670:

  • письменные объяснения – при всех мероприятиях, которые проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом;
  • осмотр и опрос – при инспекционном визите и выездной проверке;
  • истребование документов – при документарной проверке и инспекционном визите.

Рассмотрим подробнее каждый из этих четырёх видов КНД.

Осмотр для визуальной оценки соблюдения обязательных требований

Согласно ст. 76 № 248-ФЗ, осмотр как контрольно-надзорное действие – это визуальное обследование территорий, помещений, продукции без их разборки, демонтажа или нарушения целостности. Инспектор проводит его в присутствии контролируемого лица и имеет право вести видеозапись.

После осмотра проверяющий составляет протокол и вносит в этот документ следующие сведения:

  • перечень осмотренных помещений, товаров;
  • их вид и количество;
  • идентификационные признаки, если они важны для итогов КНМ.

При этом в ч. 4 ст. 76 № 248-ФЗ написано, что такой вид КНД не может проводиться в жилом помещении, если иное не установлено отдельным законом.

«При госжилнадзоре осмотр может проводиться в ответ на жалобу собственников о ненадлежащем содержании общего имущества. Например, надзорный орган проверит уборку снега с придомовой территории», – отметили юристы компании «МКДЭКСПЕРТ». – «Если осмотр происходит в рамках инспекционного визита или выездной проверки, то при этом обязательно должен присутствовать представитель контролируемого лица».

При выездном обследовании, без контакта с проверяемым лицом, его присутствие не требуется (п. 80 постановления Правительства Псковской области от 19.07.2022 № 68).

Опрос для получения устной информации от контролируемого и иных лиц

Опрос – это получение инспектором устной информации, которая нужна, чтобы оценить, как проверяемое лицо соблюдает обязательные требования. Надзорный орган вправе опрашивать не только контролируемого, но и иных лиц, которые обладают нужными сведениями.

Результаты такого КНД фиксируются в протоколе. Контролируемое лицо должно его подписать, тем самым подтвердив достоверность изложенных сведений.

Юристы «МКДЭКСПЕРТ» отмечают, что органы ГЖН рассматривают опрос как второстепенное действие. В п. 4.18.2 постановления Правительства Москвы от 22.12.2021 № 2161-ПП указано, что опрос проводится инспектором в устной форме в случае, «если полученные сведения имеют значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований».

Аналогичная позиция изложена в п. 5.16 постановления Правительства Ивановской области от 13.12.2021 № 608-п: «при необходимости получения государственным жилищным инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, производится опрос контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией».

Истребование документов для подтверждения соблюдения лицом обязательных требований и нарушений в его работе

Инспектор надзорного органа вправе потребовать от контролируемого лица документы, которые подтверждают выполнение им обязательных требований (ч. 1 ст. 80 № 248-ФЗ). Также представитель органа контроля вправе запросить материалы фотосъёмки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных и носителей информации.

Направить затребованную информацию нужно в электронном виде согласно ст. 21 № 248-ФЗ. Если орган надзора попросил документы на бумаге, то их отправляют заказным письмом по почте либо приносят лично. Предоставить нужно либо подлинники, либо заверенные нотариусом копии, заверение копий оплачивает контролируемое лицо.

Срок предоставления документов орган контроля указывает в требовании. Если контролируемое лицо не укладывается в этот срок, то направляет в ведомство ходатайство и указывает в нём причины задержки. Инспектор отвечает на ходатайство в течение 24 часов – направляет электронный документ.

Каждая ГЖИ в своих региональных положениях сама определяет основания для истребования документов. Например, в приказе Госжилинспекции Тверской области от 30.12.2015 № 4-нп указаны следующие основания:

  • достоверность сведений, содержащихся в документах органа ГЖН, вызывает обоснованные сомнения;
  • имеющиеся сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований.

Получение письменных объяснений при наличии ошибок и противоречий в документах

Получение письменных объяснений как КНД описано в ст. 79 № 248-ФЗ. Инспектор запрашивает у контролируемого лица письменные свидетельства, имеющие значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Например, в п. 4.14.5 постановления Правительства Москвы № 2161-ПП указано, что письменные объяснения запрашиваются, если в ходе документарной проверки выявлены:

  • ошибки или противоречия в представленных контролируемым лицом документах;
  • несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, которыми располагает орган ГЖН.

Объяснения оформляются в свободной форме (ч. 2 ст. 79 № 248-ФЗ). При этом представитель надзорного органа может сам составить эти объяснения со слов работников организации или гражданина, которых проверяет. Тогда они знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст и расписываются, что с их слов записано верно, указывают дату и место составления документа.

Выбор КНД зависит от регионального законодательства о госжилнадзоре

Юристы компании «МКДЭКСПЕРТ» отмечают, что федеральное законодательство не содержит требований к выбору инспектором органа ГЖН определённого контрольно-надзорного действия в рамках того или иного мероприятия. Их использование зависит от регионального законодательства и положения о контроле, утверждённого в субъекте РФ.

УО и ТСЖ могут встретиться и с иными контрольно-надзорными действиями – в ходе других видов контроля, например, Роспотребнадзора или МЧС. О них мы расскажем в следующей статье – следите за обновлениями.

А с какими действиями инспекторов при проверках сталкивались вы? Расскажите в комментариях.