На сайте Кремля опубликован Доклад о мониторинге правоприменения в России за 2021 год. В одном из разделов выделены проблемы в управлении жилфондом, требующие изменений в НПА. Читайте, что законодатели хотят улучшить в работе УО и как планируют это сделать.
В Докладе за 2021 год представлены анализ выполнения решений КС РФ и правоприменения в разных отраслях
В Докладе о результатах мониторинга представлены итоги проверки выполнения решений КС РФ, постановлений Европейского Суда по правам человека и правоприменения по отраслям законодательства РФ:
- управление МКД,
- защита персональных данных,
- государственная охрана объектов культурного наследия народов России,
- осуществление госконтроля в области транспорта и безопасного дорожного движения,
- занятость населения,
- картографическая и геодезическая деятельность,
- работа онлайн-площадок.
В работе авторы выделили три недоработки в НПА – в сфере управления жилфондом и защиты персональных данных. Разберём их ниже.
Шесть случаев заключения договора управления МКД402114
Вопрос №1: в малых населённых пунктах нет возможности назначить на дом временную УО
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в МКД должны выбрать и реализовать способ управления домом. Это может быть УО, ТСЖ или жилищный кооператив, а также непосредственное управление.
Если они этого не сделали, тогда муниципалитет должен назначить временную УО из реестра, составленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616. В него попадают компании, подавшие соответствующую заявку, а также все организации, которые с 1 января 2019 года участвовали в любом открытом конкурсе по отбору УО (п. п. 52, 53 ПП РФ № 75).
УО включаются в перечень в хронологическом порядке: по дате заявления или составления протокола рассмотрения заявок на конкурс. Сформированный реестр размещается в ГИС ЖКХ.
Но в деревнях и сёлах такого реестра может не быть из-за небольшого количества МКД и отсутствия заявок на открытые конкурсы. В такой ситуации орган местного самоуправления не может назначить временную УО.
Решить эту проблему должны гарантирующие управляющие организации (ГУО). Эту модель предложил Минстрой РФ в Стратегии развития строительства и ЖКХ – 2030. Такие компании будут управлять МКД, где жители не выбрали способ управления, а также аварийным и ветхим жилфондом. Выбирать её будут на открытом региональном конкурсе из уже существующих УО. Такой формат в рамках пилотного проекта с 2021 года реализуется в Тамбове.
«Люди, проживающие в ветхих домах, обычно относятся к социально незащищённым группам населения. Они не в состоянии платить реальный тариф, требуемый для обслуживания такого фонда. Вот здесь и должна прийти на помощь гарантирующая организация, которая сможет получать дотации из бюджетов и управлять такими домами», – считает глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.
Шесть вопросов о гарантирующих УО и их влиянии на рынок управления МКД77373
Вопрос №2: сложно провести открытый конкурс по выбору УО в закрытых зонах и военных городках
Анализ правоприменения за 2021 год показал, что в закрытых военных городках также есть проблемы с проведением конкурсов по выбору УО для многоквартирных домов. Это связано с ограниченным доступом к информации о МКД и их жителях в таких населённых пунктах.
В ПП РФ № 75 о проведении открытого конкурса на право управления МКД нет положений об ограниченном доступе к информации или государственной тайне. Согласно п. 3.2 Доклада, Минобороны РФ должно разработать проект о внесении изменений в ЖК РФ, которые решат эту проблему.
Вопрос №3: законодательство не обеспечивает должного уровня защиты персональных данных граждан
В разделе 6 Доклада указано, что Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 необходимо усовершенствовать для защиты данных россиян. В этих целях в июле был принят Федеральный закон от 14 июля 2022 № 266-ФЗ. Часть его пунктов уже вступила в силу, а 1 марта 2023 года начнёт действовать запрет на включение персональных данных в выписки из ЕГРН без согласия собственника (ч. ч. 1, 2 ст. 6 № 266-ФЗ).
Член Экспертного совета Ассоциации «Р1» Сусана Киракосян назвала № 266-ФЗ «самым опасным законом» июля 2022 года. Сейчас, согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ, любое лицо может заказать выписку на объект недвижимости из ЕГРН и узнать правообладателя. С 1 марта 2023 года это станет невозможно – начнёт действовать запрет на передачу третьим лицам персональных данных в выписках.
Предоставить данные собственника Росреестр сможет только при наличии в реестре соответствующей записи, внесённой по заявлению правообладателя. Если такой записи в ЕГРН не будет, то ПДн владельца помещения не войдут в выписки, предоставляемые по запросам третьих лиц.
Как № 266-ФЗ отразится на работе УО по сбору личных данных жителей97291
Больше информации – в материалах портала и онлайн-семинаров Ассоциации «Р1»
Согласно Докладу о правоприменении за 2021 год, в сфере управления домами требуется решить две проблемы:
- Отсутствие УО для временной работы в домах, где способ управления не выбран или не реализован, а также в аварийном и ветхом жилфонде. Решить данный вопрос должны гарантирующие управляющие организации: законодательная база для них – в разработке.
- Сложность в проведении конкурсов по выбору УО в закрытых городах и населённых пунктах из-за ограниченного доступа к информации. Этот вопрос должно урегулировать Минобороны РФ.
Уровень защиты персональных данных, по мнению законодателей, должен повысить уже принятый № 266-ФЗ. Но вступление в силу пунктов о запрете указывать ПДн в выписках и реестра недвижимости создаст проблемы для управляющих домами: без таких данных им будет сложно взыскивать долги за ЖКУ, проводить общие собрания и вести реестр собственников.
Этот вопрос мы обсудили в сентябре на отдельном онлайн-семинаре. Эксперты Ассоциации «Р1» поделились двумя десятками способов получить ПДн: выберите те, что подойдут вашей компании ➡