Федеральный закон от 13.07.2015 N 236-ФЗ вступил в силу в день официального опубликования, 29 декабря 2015 года, за исключением некоторых положений о штрафах для УО. Они ждали своего часа почти год.

Давайте разберёмся, какие штрафы могут грозить управляющим организациям с 1 июля 2016 года.

Штрафы для ЖСК

Прежде всего, N 236-ФЗ постановил дополнить КоАП РФ статьёй 14.28.1. Она вводит административную ответственность за неисполнение ЖСК, занимающимся строительством МКД, обязанности по ведению реестра членов жилищно-строительного кооператива.

Напомним, что согласно ст.123.1 ЖК РФ ЖСК должен вести реестр своих членов и указывать в нём:

  • Ф. И. О. (отчество - при наличии) члена ЖСК, если членом ЖСК является юридическое лицо - наименование ЮЛ;
  • определение конкретного жилого помещения в соответствии с проектной документацией;
  • размер вступительных и паевых взносов для каждого члена ЖСК.

Если такой реестр не ведётся, то с 1 июля 2016 года ЖСК может быть привлечён к административному штрафу:

  • для должностных лиц - от 5 000. до 15 000 рублей;
  • для юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.

Штрафы для управляющих организаций

С 1 июля 2016 года вступила в силу поправка в ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ, также внесённая Федеральным законом от 13.07.2015 N 236-ФЗ. Она касается административной ответственности для юридических лиц, осуществляющих строительство МКД, за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ. Ответственность - административный штраф в размере 100 000 рублей.

Напомним, что ст.13.19.2 КоАП РФ до 1 января 2017 года применяется только в отношении ИП и юридических лиц-лицензиатов в части размещения сведений о МКД (ст.198 ЖК РФ) в ГИС ЖКХ.

Первая её часть устанавливает административное наказание за неразмещение юридическими лицами, ведущими строительство МКД, сведений в ГИС ЖКХ. А также за:

  • нарушение порядка, способов или сроков размещения информации;
  • размещение данных не в полном объёме;
  • размещение заведомо искаженных сведений.

Вторая - говорит об ответственности для должностного лица, повторно совершившего аналогичное административное правонарушение.

По ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ юридическим лицам, управляющим МКД, грозит штраф в размере 30 000 рублей; юридическим лицам, осуществляющим строительство МКД, - 100 000 рублей.

По ч.2 ст.13.19.2 КоАП РФ должностное лицо УО могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет.

Судебная практика по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ

Поправка в ст.13.19.2 КоАП РФ, касающаяся ответственности для юридических лиц, строящих МКД, действует только один месяц, поэтому судебной практики по ней ещё нет.

Зато обширная судебная практика накопилась в целом по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ. Мы сделали подборку отрицательных для УО решений, чтобы доказать, что за неразмещение информации в ГИС ЖКХ оштрафовать могут уже сейчас, во время переходного периода.

Первым мы разберём решение Зеленодольского городского суда № 12-247/2016 от 18 июля 2016 г. по делу № 12-247/2016.

ТСЖ, которому был назначен штраф за совершение административного правонарушения по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ, не согласилось с ним и обратилось в суд с жалобой об отмене указанного постановления.

В обосновании ТСЖ указало, что вынесенное постановление является незаконным, так как его копия по почте, вторые экземпляры на руки не выдавались. Эти обстоятельства лишили ТСЖ возможности ознакомиться с ними.

Суд решил оставить жалобу без удовлетворения. В ходе проведённой проверки, суд установил, что доводы ТСЖ о том, что все УО должны размещать в системе сведения по истечении четырёх месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, и на момент вынесения предыдущего постановления указанное соглашение в законную силу не вступило, не свидетельствуют о невиновности ТСЖ.

Штраф за неразмещение информации в ГИС ЖКХ

Второе решение, которое мы рассмотрим, - решение Миасского городского суда № 12-103/2016 от 27 июля 2016 г. по делу № 12-103/2016.

УО обратилась в суд с требование отменить постановление ГЖИ о назначении административного штрафа по ч.1 ст.13.19.2 КоАП РФ.

ГЖИ в ходе проверки информации на официальном сайте УО установила, что УО в установленный срок не разместила сведения о своей деятельности в ГИС ЖКХ. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении.

Суд пояснил, что обязанность УО - размещать в свободном доступе в сети Интернет сведения о своей деятельности, в том числе и о МКД, которыми данная УО управляет.

Поэтому доводы, изложенные в жалобе, об отсутствии у УО обязанности по размещению данных, суд отклонил. У ГЖИ имелись все основания для привлечения УО к административной ответственности по ч.1 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Жалоба УО была оставлена без удовлетворения.