Понятие индикаторов риска нарушений обязательных требований появилось в законодательстве о надзорных проверках юрлиц ещё в 2017 году. Сейчас оно внесено в новый № 248-ФЗ. Разбираемся, что такое индикаторы риска, зачем они нужны и используются ли они при госжилнадзоре и муниципальном контроле за работой управляющих домами.
Что изменилось в ЖКХ в июне: госжилнадзор, ГИС ЖКХ и вакцинация89570
Индикаторы риска – часть риск-ориентированного подхода по проведению проверок юридических лиц и ИП
С 1 июля 2021 года в ст. 20 ЖК РФ в редакции ст. 67 № 170-ФЗ появилась норма о том, что ведомства, которые проводят госжилнадзор и муниципальный контроль, разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований (ч. 13 ст. 20 ЖК РФ). Применять их нужно для анализа поступивших в надзорный орган обращений граждан и юрлиц, чтобы определить, требуется ли провести внеплановую проверку.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований появились в законодательстве в 2017 году и широко применяются в разных сферах надзорной деятельности. Они были введены в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» как часть риск-ориентированного подхода по организации работы надзорных органов (ст. 8.1 № 294-ФЗ).
Риск-ориентированный подход описан в № 294-ФЗ и новом № 248-ФЗ в отношении всех видов надзорных проверок
Риск-ориентированный подход – это метод проведения госконтроля. В его рамках надзорное ведомство выбирает форму, продолжительность и периодичность проверки юрлица или ИП в зависимости от того, к какой группе риска или опасности относится деятельность проверяемого (ч. 2 ст. 81 № 294-ФЗ).
Критерии для определения группы риска компании устанавливают органы федеральной или региональной власти. При этом они учитывают тяжесть возможных негативных последствий из-за нарушений обязательных требований и оценивают вероятности их несоблюдения. В некоторых случаях для определения группы риска надзорные органы применяют утверждённые расчётные методики (ч. ч. 4, 5 ст. 8.1 № 294-ФЗ).
Риск-ориентированный подход используется при организации и проведении жилищного надзора, госпожнадзора, госсанэпиднадзора, при лицензионном контроле и других видах контроля, с которыми может столкнуться управляющая организация (п. 3(1) постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). При этом надзорные органы применяют проверочные листы. Например, целый перечень таких листов размещён на сайте органа ГЖН Свердловской области.
Нормы № 294-ФЗ будут актуальны для проведения проверок в рамках лицензионного контроля за работой управляющих домами до 1 марта 2022 года. После этого к нему будут применяться требования нового № 248-ФЗ, который вступил в силу 1 июля 2021 года. Он распространяет своё действие на госжилнадзор и муниципальный контроль, и в нём также есть статьи о риск-ориентированном подходе и индикаторах риска (ст. 23 № 248-ФЗ).
Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УО и ТСЖ147180
Индикаторы риска – основания для проведения внеплановых проверок юрлица или ИП
Под индикаторами риска нарушения обязательных требований понимаются параметры, соответствие которым или отклонение от которых может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований.
В ч. 8 ст. 8.1 № 294-ФЗ говорится о том, что в положении о виде федерального государственного контроля можно закрепить использование контрольными органами таких индикаторов, чтобы определять необходимость проведения внеплановых проверок.
По своей сути индикаторы – основание для проведения внеплановых проверок. Когда в надзорный орган поступает обращение или жалоба на нарушения компанией обязательных требований, ведомство сравнивает изложенные факты с утверждёнными индикаторами риска. Отклонение от них не является доказательством нарушения: это лишь повод для проведения внеплановой проверки или иных контрольных мероприятий.
Что изменилось в ЖКХ в июне: госжилнадзор, ГИС ЖКХ и вакцинация89570
Индикаторы риска уже применяют МЧС и Росреестр при надзорных мероприятиях
Индикаторы риска уже используют Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Роспотребнадзор и Минкомсвязи РФ.
1 июля 2021 года вступил в силу приказ МЧС России от 07.06.2021 № 364 об индикаторах риска в сфере госпожнадзора. Основанием для проверки будут три и более ложных срабатывания в течение календарного месяца систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек, за исключением жилых домов.
Росреестр применяет индикаторы риска, утверждённые приказом Минэкономразвития РФ от 09.01.2018 № 7, при проведении мероприятий по земельному надзору. Ведомство проведёт внеплановую проверку, если выявит следующее:
- Площадь используемого юрлицом или ИП земельного участка не соответствует сведениям в Едином государственном реестре недвижимости.
- Границы участка находятся не там, где это указано в ЕГРН, и превышают допустимое отклонение от величины точек координат в реестре.
- Юрлицо или ИП использует земельный участок в целях, отличных от его назначения и принадлежности к той или иной категории земель в соответствии с данными ЕГРН.
- На участке, который был предоставлен юрлицу для строительства, нет возведённых объектов и не ведутся соответствующие работы.
В 2018 году Минздрав РФ подготовил проект приказа с перечнем индикаторов риска для госсанэпиднадзора. Среди них такие случаи:
- Юрлицо не предоставило в установленные сроки информацию о принятии мер по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Водоснабжающая организация в течение трёх рабочих дней с момента получения результатов анализа не направила в ведомство выписку из журнала контроля качества воды.
Вправе ли муниципалитет проводить в отношении УО жилищный контроль369843
Минстрой России должен разработать перечень типичных индикаторов риска в сфере госжилнадзора
Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований для сферы управления МКД пока не установлены. Их должен разработать и разместить в интернете Минстрой России. На основании этого списка региональные и муниципальные контрольные органы утвердят свои перечни индикаторов и будут применять их при проведении проверок (ч. 13 ст. 20 ЖК РФ в ред. № 170-ФЗ).
При этом в ч. 10 ст. 23 № 248-ФЗ говорится о том, что федеральные органы власти устанавливают перечни индикаторов для видов федерального надзора. Власти субъектов – для регионального, органы местного самоуправления – для муниципального контроля.
Пока известны шесть категорий индикаторов риска: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск. Если организация относится к категории низкого риска, то в отношении неё ГЖИ проведёт только профилактические мероприятия. Если УО присвоена категория высокого риска, нужно готовиться к контрольно-надзорным мероприятиям.
Управляющим домами остаётся только предполагать, какие индикаторы риска появятся в положениях о Госжилнадзоре и муниципальном контроле и станут дополнительными основаниями для проведения внеплановых проверок их работы.
Как считаете, что Минстрой РФ и региональные власти отнесут к таким индикаторам? Поделитесь в комментариях.