В одной из статей ранее мы рассмотрели, с какими действиями органа Госжилнадзора, согласно № 248-ФЗ, могут столкнуться управляющие домами при проверках. Сегодня разбираемся, какие ещё КНД существуют и как их применяют разные контрольные ведомства.

УО могут столкнуться с иными КНД при проверках в рамках различных видов контроля

В главе 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ описаны десять контрольно-надзорных действий (КНД), которые вправе использовать инспекторы при проверках и иных мероприятиях. Органы Госжилнадзора могут применять четыре из них: осмотр, опрос, получение письменных объяснений и истребование документов.

Но работу управляющих домами проверяют не только жилищные инспекции, это делают и иные ведомства: Роспотребнадзор, МЧС России, Роструд, ФНС РФ, прокуратура. У каждого вида надзора – свой перечень действий из гл. 14 № 248-ФЗ, прописанный в положениях о контроле. К таким КНД относятся:

  • досмотр,
  • отбор проб или образцов,
  • инструментальное обследование,
  • испытание,
  • экспертиза,
  • эксперимент.

Например, согласно п. 108 Положения о санитарно-эпидемиологическом контроле, в ходе выездной проверки инспектор вправе использовать все вышеперечисленные КНД, кроме эксперимента. При мониторинговых закупках проводятся инструментальное обследование, испытание и экспертиза, а при рейдовом осмотре – ещё и досмотр (п. п. 71, 96 Положения № 1100).

Такой же перечень контрольных действий допустим при мероприятиях по государственному пожарному надзору (п. п. 32-36 Положения № 290). Эксперимент как контрольно-надзорное действие встречается при проверках соблюдения требований в сфере защиты прав потребителей (п. п. 25, 26 Положения № 1005).

Досмотр с нарушением целостности объекта

Досмотр как контрольно-надзорное действие подразумевает вскрытие помещений или упаковки товаров, удаление пломб и печатей, разбор и демонтаж конструкций, нарушение целостности обследуемых объектов, если этого требует проверка (ст. 77 № 248-ФЗ). Этим он отличается от осмотра, при котором допустимо только визуальное обследование объекта, без нарушения его целостности.

Например, теоретически санэпиднадзор при рейдовом осмотре расположенных в доме магазинов и офисов вправе вскрыть пол, чтобы проверить, нет ли там следов крыс или иных вредителей. При этом орган надзора не вправе проводить досмотр жилого помещения (ч. 4 ст. 77 № 248-ФЗ).

При досмотре обязательно должен присутствовать представитель контролируемого лица. Если в законодательстве о виде контроля допускается досмотр без его присутствия, то инспектор должен вести видеозапись своих действий (ч. 2 ст. 77 № 248-ФЗ). По итогам такого КНД составляется протокол.

Отбор проб и образцов для испытания или экспертизы

Надзорный орган проводит отбор проб или образцов для направления в контрольно-надзорный орган или экспертную организацию для оценки соблюдения обязательных требований. Это могут быть пробы воды, почвы, воздуха, сточных и дренажных вод, отходов производства и потребления, продукции и материалов. .

Отбор следует производить в присутствии проверяемого лица (ч. 3 ст. 81 № 248-ФЗ). Об этом КНД составляется протокол с указанием даты и места отбора образцов, данных о проверяющем и проверяемом. Если контролируемое лицо или его представитель откажутся подписывать протокол, то инспектор должен сделать соответствующую отметку.

УО могут столкнуться с таким КНД при проверке Роспотребнадзора, например, в доме, расположенном в водоохранной зоне. Если в водный объект будут попадать выбросы сточных вод из-за деятельности жителей или собственников нежилых помещений, то надзорное ведомство отберёт пробы для проверки, не превышены ли нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Инструментальное обследование для измерения параметров

Инструментальное обследование проводится в случаях, когда надзорному органу при проверке необходимо получить точные значения, например, температуры или давления. Для этого применяют специальное оборудование или приборы (ч. 1 ст. 82 № 248-ФЗ).

Такие приборы должны иметь соответствующие сертификаты и при необходимости проходить метрологическую поверку. К оборудованию для измерений в рамках надзорных мероприятий относятся:

  • измерительные, испытательные приборы и инструменты;
  • мини-лаборатории;
  • переносные аппараты.

По результатам такого КНД инспектор составляет протокол инструментального обследования и указывает в нём дату и место составления, данные проверяющего и контролируемого лица. Также в протоколе фиксируются предмет обследования и оборудование, с помощью которого оно проводилось, результаты измерений, выводы о соответствии этих результатам установленным нормам для оценки итогов проверки (ч. 4 ст. 82 № 248-ФЗ).

Такие измерения в многоквартирном доме могут провести как органы госжилнадзора, так и органы госсанэпиднадзора, госпожнадзора – для проверки температуры теплоносителя или воздуха, загазованности воздуха или напряжения во внутридомовых сетях.

Испытание образцов в офисе контрольного органа

Испытание, в отличие от инструментального обследования, происходит на месте нахождения контрольного органа, а не на территории проверяемого. Провести испытание может только работник, который имеет допуск к работе по использованию специальных технических приборов.

Такое КНД происходит с использованием оборудования для исследования проб воды, почвы, воздуха, сточных и дренажных вод, отходов производства и потребления. Когда испытания закончены, инспектор составляет протокол, схожий по содержанию с протоколом инструментального обследования (ст. 83 № 248-ФЗ). В нём указываются:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол;
  • сведения о контролируемом лице;
  • предмет испытания;
  • используемое специальное оборудование и технические приборы;
  • методики испытания и его результат;
  • нормируемое значение показателей, подлежащих контролю;
  • выводы о соответствии этих показателей установленным нормам.

Испытание проводится после отбора проб и образцов, например, воды из внутридомовых сетей или почвы с придомовой территории.

Экспертиза образцов для оценки соответствия требованиям и нормам

Экспертиза – это проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки и техники. Эти вопросы инспектор ставит перед экспертом или экспертной организацией для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Согласно ч. 2 ст. 84 № 248-ФЗ, среди задач экспертизы могут быть следующие:

  • установить факты и обстоятельства, тождество или различия свойств и состояний образцов;
  • провести оценку образца на соответствие заданным критериям;
  • определить соответствие образца существующим принципам и нормам права, заданной системе нормативно-технических требований;
  • обнаружить последствия изменения образца по заданной программе его развития.

Срок проведения экспертизы зависит от её вида, устанавливается индивидуально для каждого случая по соглашению между органом надзора и экспертной организацией (ч. 7 ст. 84 № 248-ФЗ). Результаты такого КНД фиксируются в экспертном заключении.

С экспертизой УО сталкиваются при проверке прокуратурой подлинности решений общих собраний: тогда надзорный орган может назначить почерковедческую экспертизу. Также на экспертизу могут отправить материалы, используемые при ремонте дома: чтобы специалисты определили их соответствие противопожарным требованиям.

Эксперимент для проверки соблюдения требований законодательства в тест-ситуации

Эксперимент представляет собой использование тест-предметов, тест-заданий и тест-ситуаций (ч. 1 ст. 85 № 248-ФЗ). Он проводится непосредственно в ходе контрольного мероприятия по месту нахождения проверяемого. Эксперимент должен проходить в порядке, определённом в положении о конкретном виде контроля.

Такую тест-ситуацию может организовать ФНС России при проверках применения УО контрольно-кассовой техники при приёме платы за жилищно-коммунальные услуги в офисе компании.

Неверный выбор КНД при проверке – основание оспорить её результаты в суде

Чаще работу управляющих домами организаций проверяют органы Госжилнадзора или лицензионного контроля. Действия инспекторов и результаты таких мероприятий УО часто оспаривают – в досудебном порядке или через иск. Правила оспаривания проверок иных органов и их результатов такие же, как и в случае с КНД и мероприятиями в рамках жилищного или лицензионного контроля.

Как отметил юрист компании «МКДЭКСПЕРТ» Алик Зеленков, возражения контролируемого лица на действия любого органа надзора можно разделить на несколько групп. Это нарушения требований:

  1. К уведомлению о КНМ, если таковое является обязательным, в первую очередь о выездной проверке.
  2. К выбору того или иного КНД в рамках контрольно-надзорного мероприятия, поскольку не все действия допустимы при разных видах контроля.
  3. К фиксации результатов действий проверяющих.
  4. К проведению контрольно-надзорных действий.

«Вторая и третья группы нарушений – наиболее существенные основания для признания недействительными результатов проверок, – отметил Алик Зеленков. – «Полный перечень грубых нарушений приведён в ч. 2 ст. 91 № 248-ФЗ. Из них чаще всего встречаются проверки без оснований и без разрешения прокуратуры на их проведение. Если надзорное ведомство действовало подобным образом, то УО следует оспаривать результаты КНМ, в том числе в судебном порядке».