Прошло уже больше года с момента вступления в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ, согласно которому УО могут управлять МКД только при наличии лицензии.

ГЖИ проводят первые плановые проверки, и УО должны быть к ним готовы, ведь на кону - сохранение лицензии. Все ли УО в курсе последних изменений в лицензионном законодательстве, знают, как защитить себя в рамках лицензионного контроля, мы разбирались 16 августа в рамках вебинара «Лицензии - быть!».

Правовая база

Мы готовили программу вебинара с опорой на следующие законодательные и нормативно-правовые акты:

Мы постарались разработать такую структуру вебинара, чтобы успеть рассмотреть как можно больше важных для УО вопросов по лицензированию. Основной акцент мы сделали на:

  • теории по лицензированию;
  • последних изменениях в этой сфере;
  • особенностях переоформления лицензии;
  • правилах аннулирования и прекращения действия лицензии;
  • нормах проведения лицензионного контроля;
  • грамотном выстраивании защиты прав УО в рамках лицензионного контроля.

Лицензионные требования

Согласно п.3 ПП РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями, которым должны соответствовать УО, считаются:

Среди требований, которые нужно соблюдать по ч.1 ст.193 ЖК РФ:

  • регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве ЮЛ или ИП на территории РФ;
  • наличие у ДЛ лицензиата, ДЛ соискателя лицензии квалификационного аттестата;
  • отсутствие у ДЛ лицензиата, ДЛ соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Также в данной статье есть седьмой, чётко не определённый пункт - «иные требования», установленные Правительством РФ. На вебинаре мы обсудили, что же понимается под иными требованиями.

К лицензионным требования, предусмотренным ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, относятся:

  • предоставление КУ потребителям в МКД;
  • обеспечение соответствия качества работ и услуг для надлежащего содержания ОИ требованиям технических регламентов и Правил содержания общего имущества в МКД и другие.

Переоформление лицензии

В деятельности каждой УО могут возникнуть такие ситуации, когда ей полезно будет знать порядок переоформления лицензии. Согласно ст.18 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензию нужно переоформить, если:

  • прошла реорганизация ЮЛ в форме преобразования;
  • изменилось наименование ЮЛ/ФИО и реквизиты документа, удостоверяющего личность ИП, а также реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
  • поменялся адрес местонахождения или места жительства:
  • изменились адреса мест осуществления деятельности;
  • изменения были внесены в перечень выполняемых работ и оказываемых услуг.

Переоформлением лицензии занимается орган ГЖН, от лицензиата требуется подать заявление и уплатить госпошлину в размере 5 000 рублей. Помните, что если происходит реорганизация ЮЛ, лицензиат направляет заявление в орган ГЖН не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Если в рамках реорганизации проходит слияния УО, лицензия переоформляется только при наличии у каждого участвующего в слиянии лица лицензии на один и тот же вид деятельности.

После рассмотрения заявления лицензирующий орган принимает одно из двух решений:

  • о выдаче лицензии;
  • об отказе в выдаче (за предоставление недостоверной или искаженной информации и не соответствие лицензионным требованиям).

Если лицензиат утратил или испортил лицензию, то ему выдаётся дубликат, также от лицензирующего органа можно получить заверенную копию лицензии. Выдача дубликата облагается госпошлиной в размере 750 рублей.

Лицензионный контроль

Лицензионный контроль - ряд мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований при помощи организации и проведения проверок.

Лицензионный контроль проводится в виде плановых и внеплановых проверок, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • документарные,
  • выездные;
  • документарные и выездные.

При этом любая проверка не длится дольше 20-ти рабочих дней (ч.1 ст.13 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

В рамках документарной проверки анализируются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах лицензиата. Вначале проверяются данные, имеющиеся в распоряжении органа лицензионного контроля и в свободном доступе. Если сведения недостаточно полные, лицензиату направляется мотивированный запрос.

Такие проверки проводятся по месту нахождения ГЖН, то есть представители ГЖН не выезжают к лицензиату.

Во время выездной проверки сверяются данные, имеющиеся в представленных заявлениях и документах лицензиата, а также устанавливается соответствие им работников.

Помимо этого проверяется:

  • состояние территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств;
  • качество выполняемой работы;
  • предоставляемые услуги и принимаемые меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится непосредственно в МКД.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в лицензирующий орган заявлений граждан, ИП, ЮЛ, информации от СМИ о нарушениях УО лицензионных требований;
  • ходатайство лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки;
  • приказ, изданный лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.

Обращаем ваше внимание на то, внеплановая проверка не согласовывается с органами прокуратуры и лицензиат заранее о ней не предупреждается.

С плановыми проверками всё просто - они проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, который утверждает лицензирующий орган.

Как защитить себя в рамках лицензионного контроля

Защищать свои права УО может в административном и (или) судебном порядке согласно законодательству РФ. При этом важно помнить, что если обвинение ссылается на НПА органов государственного контроля, которые нарушают права УО и не соответствуют законодательству РФ, такие НПА могут быть признаны судом недействительными.

Непременно заведите Журнал учёта проверок лицензиата, в котором фиксируйте все данные о проведённых проверках:

  • кто её провёл;
  • то ли лицо, которое было указано в распоряжении;
  • всё ли было сделано и т.п..

При необходимости привлекайте к проверке уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Это право УО, которым, к сожалению, мало кто пользуется.

Ещё одна наша рекомендация - обязательно проверяйте правильность составления протокола проверки. В нём должны быть отражены:

  • время и место рассмотрения дела;
  • наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
  • событие рассматриваемого дела;
  • информация о явке/неявке сторон дела;
  • сведения об извещении отсутствующих лиц;
  • отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
  • объяснения, показания, пояснения и заключения всех сторон дела;
  • документы, изученные при рассмотрении дела.

Резюме

Это далеко не все вопросы, которые мы успели рассмотреть на вебинаре. Участники курса «Лицензии - быть!» теперь знают:

  • всё про изменения в лицензионном законодательстве;
  • какая ответственность бывает за нарушение лицензионных требований;
  • как происходит аннулирование и прекращение действия лицензии;
  • как снизить штраф за нарушение лицензионных требований ниже низшего;
  • как прекратить производство по делу ввиду его малозначительности;
  • а также, как переквалифицировать административное правонарушение.

Если вы хотите знать столько же, получить видеозапись и раздаточные материалы, но не были участником вебинара, позвоните нам по телефону: 8 800 500-65-61 или напишите на почту: [email protected]. Внимание: материалы к вебинару платные!