Протокол и решения ОСС являются юридически значимыми документами – выступающими доказательством в различных спорных ситуациях. Управляющие домами направляют подлинники этих документов на хранение в ГЖИ. Но случается, что ведомство их теряет. Читайте, к чему может привести такое недобросовестное выполнение надзорным органом своих обязанностей.

Подлинники протокола и решений ОСС хранит орган Госжилнадзора

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, протокол и бюллетени собственников помещений на ОСС – официальные документы. Они подтверждают решения, принятые участниками собрания, влекущие юридические последствия. Например, они возлагают на жителей дома, УО или ТСЖ, другие организации обязанности в отношении общего имущества в МКД.

Требования к оформлению протокола и приложений к нему закреплены в приказе Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр. Он вступил в силу в марте 2019 года. До этого, согласно ранее действовавшему приказу № 937/пр, управляющие домами передавали в орган ГЖН копии документов общих собраний, а оригиналы хранили самостоятельно. Приказ № 44/пр изменил и привёл это условие в соответствие с ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ.

В действующем ныне законодательстве инициатор собрания не позднее чем через 10 дней после проведения ОСС предоставляет в УО, ТСЖ, кооператив оригиналы протокола и решения собственников на собрании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Согласно ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, с момента получения этих документов управляющая организация или товарищество имеют пять дней на то, чтобы направить подлинники протокола и бюллетеней в орган ГЖН. Ведомство должно хранить их в течение трёх лет. Также УО и ТСЖ размещают эти документы в ГИС ЖКХ.

Оригиналы решений собственников на ОСС подтверждают правомочность собрания

Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников. При этом должны быть соблюдены три условия:

  • он не принимал участие в ОСС;
  • он голосовал против;
  • таким решением нарушены его права и законные интересы.

Суд с учётом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты ОСС, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ, суд признаёт недействительным решение собрания, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения ОСС, влияющее на волеизъявление участников. В силу ч. 2 ст. 181.5 ГК РФ, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума или противоречит основам правопорядка или нравственности.

Суд при рассмотрении иска собственника, который оспаривает законность решений ОСС, рассматривает правомочно ли собрание, то есть набран ли кворум (с п. 1 ч. 1 ст. 181.4, ч. 2 ст. 181.5 ГК РФ). Общее собрание собственников в МКД правомочно, если имеет кворум: в нём приняли участие владельцы помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов в доме (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

В суде доказательством правомочности ОСС являются сведения о лицах, принявших участие в голосовании: подлинник листка регистрации, реестр участников и оригиналы бюллетеней с их подписями. При этом бремя доказывания правомочности ОСС лежит на ответчике.

Если орган ГЖН потерял оригиналы решений собственников, суд не признаёт наличие кворума ОСС

Приведённые выше нормы законодательства ставят УО и ТСЖ, жителей дома, которые провели общее собрание собственников, в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей органом ГЖН. Именно ведомство отвечает за хранение подлинников протокола и решений ОСС, которые доказывают его правомочность и законность.

Как много зависит от действий органа ГЖН, наглядно показывает судебный спор между двумя группами жителей МКД в Симферополе: инициаторами собрания и теми, кто выступил против принятых на ОСС решений.

Жители дома оспаривали итоги голосования и указали на отсутствие кворума. Инициаторы собрания и УО предоставили в материалы дела хранившиеся в компании копии протокола и решений ОСС. Но судья указал, что в силу ч. 7 ст. 67 ГПК РФ, он не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа. Поэтому в орган ГЖН был направлен запрос на оригиналы протокола и решений оспариваемого собрания. УО направляла подлинники этих документов в ведомство.

Но орган ГЖН предоставить подлинники не смог: оказалось, что бюллетени голосования утеряны «в связи с ненадлежащим хранением указанных документов лицом, ответственным за их исполнение». В итоге суд сделал вывод, что доказательств соблюдения кворума для принятия решений на ОСС нет. Решение собрания, принятое в отсутствие кворума, не имеет юридической силы и ничтожно.

Ответчики попытались обжаловать решение суда первой инстанции, подав сначала апелляционную, а затем кассационную жалобы. Они считали: копия сопроводительного письма, с которым УО отправила в Госжилинспекцию оригиналы 176 решений участников собрания, доказывают наличие кворума ОСС. Они были, и не вина инициаторов собрания, что орган ГЖН не сохранил полученные документы (определение Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2021 по делу № 88-9163/2021).

Суды всех инстанций настаивали на том, что в отсутствие оригиналов бюллетеней подтвердить правомочность ОСС невозможно. При этом орган ГЖН, потерявший документы, получил частное определение, чтобы ведомство приняло меры «по организации обеспечения надлежащего хранения подлинников документов, поступающих в адрес Инспекции в соответствии с положениями ст. 46 ЖК РФ».

Чтобы не потерять оригиналы решений ОСС, проводите собрания с использованием информационной системы

Нормы Жилищного кодекса РФ, требующие направлять в орган Госжилнадзора оригиналы документов ОСС, ставят управляющих домами и собственников в зависимость от добросовестного исполнения ведомством его обязанностей, прописанных в ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ.

Разобранное дело показало, что, если орган ГЖН потеряет подлинники протокола и бюллетений голосования собственников, при оспаривании итогов ОСС ответчики не смогут подтвердить собранный кворум собрания и принятие решений по вопросам повестки дня. Копии документов суд не признаёт доказательством в соответствии с ч. 7 ст. 67 ГПК РФ.

Чтобы избежать такой ситуации, УО и ТСЖ могут проводить общие собрания собственников с использованием информационной системы: управляющая организация всегда сможет выгрузить из неё результаты онлайн-голосования и доказать наличие кворума даже при утере бумажных бюллетеней.

Попробуйте провести онлайн-собрание с помощью информационной системы «ОСС на 100%»: хранение результатов голосования будет зависеть только от вас, не от степени добросовестности действий органа ГЖН.

Название вашей организации

Ваши фамилия, имя и отчество

Номер телефона для связи

Извините, произошла ошибка.

Попробуйте позже.