С момента запуска «мусорной реформы» споры между регоператорами и потребителями, в том числе УО и ТСЖ как исполнителями коммунальной услуги, формируют всё более обширную судебную практику. Сегодня на примере судебного дела рассказываем, вправе ли РСО вести расчёт платы за вывоз ТКО по факту, прописав это в договоре с управляющей организацией.

Расчёт по факту сделан исходя из количества и объёма установленных на площадке контейнеров

Между регоператором по обращению с ТКО в Республике Тыва и одной из управляющих многоквартирными домами организаций разгорелся спор. У них был заключён договор на вывоз отходов с контейнерных площадок домов, которыми УО управляла. Расчёты между сторонами договора производились по утверждённым в регионе тарифам исходя из количества и объёма контейнеров, установленных для спорных МКД.

После начала работы регоператор оказал ответчику услуги на сумму 2,9 млн рублей по 13 многоквартирным домам с 36 контейнерами. Управляющая организация оплатила около 700 тысяч рублей. Оставшуюся сумму регоператор решил взыскать принудительно, поскольку УО не отреагировала на направленные ей претензии.

Региональный оператор обратился в суд с требованием взыскать с УО задолженность более 2,2 млн рублей и ещё 122 тыс. рублей пени, накопившихся за полтора года. В подтверждение этого РСО представила суду акты оказанных услуг, где зафиксирован объём услуг по факту. УО в отзыве на иск указала, что РСО неправильно делает расчёт платы за услуги: компания должна применять нормативы, установленные в регионе (дело № А69- 1019/2020).

Между регоператором и исполнителем коммунальной услуги заключён договор

Суд первой инстанции в ходе разбирательства сосредоточился на вопросе, оказал ли истец ответчику услуги и в каком объёме. В соответствии с пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 354, сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах, является коммунальной услугой. Согласно п. 148(1) ПП РФ № 354 предоставление этой услуги потребителю происходит на основании возмездного договора. Исполнитель КУ обязан заключить его с региональным оператором по обращению с ТКО (пп. «б» п. 148(22) ПП РФ № 354).

Между регоператором и УО договор был заключён, УО выступала в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и оплачивала её в адрес истца. Судья проверил расчёты РСО по иску и согласился с их правильностью, указав, что они сделаны по единому тарифу, утверждённому в регионе, с учётом объёма вывезенных ТКО. Объём верно определён исходя из количества и вместительности контейнеров, установленных при домах.

Поскольку УО не направляла регоператору претензий с несогласием с её расчётами и не предоставила их в суде, первая инстанция удовлетворила иск в полном объёме.

Объём оказанных услуг по вывозу ТКО по факту подтверждён расчётами и актами

Управляющая организация подала апелляционную жалобу. Она снова указала, что регоператор должен делать расчёт платы за вывоз ТКО исходя из нормативов накопления ТКО. Способ расчёта исходя из количества и объёма контейнеров для ТКО применяется только при раздельном сборе мусора. В многоквартирных домах, которыми управляла компания, сортировка отходов не была реализована.

Судья апелляционной инстанции перепроверил пункты договора между РСО и УО, расчёты суммы задолженности, которую предъявил к взысканию регоператор, и пришёл к выводу, что суд первой инстанции вынес правильное решение. Факт оказания услуг ответчику подтверждён актами, а доказательств их оплаты нет.

Суд указал, что способ учёта объёма отходов по нормативам не является единственным допустимым при расчётах с собственниками. Коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов проводится в соответствии с пп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505:

  • расчётным путём исходя из нормативов накопления ТКО;
  • по количеству и объёму контейнеров, установленных для сбора отходов;
  • исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.

В договоре стороны решили, что оплата происходит по единому тарифу исходя из количества и объёма контейнеров для складирования ТКО. Решение первой инстанции было оставлено в силе.

В регионе введён раздельный сбор ТКО и на площадке установлены контейнеры для сортировки отходов

УО обратилась в кассационный суд, продолжая настаивать на том, что регоператор неверно рассчитывает сумму задолженности. Он должен применять норматив, установленный в регионе для данной коммунальной услуги. Кассационный суд услышал эти доводы.

Он указал, что ответчик, действуя в интересах собственников помещений МКД, заключил договор с региональным оператором. В силу ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объём и масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления отходов в случаях, определённых ПП РФ № 505.

Коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов проводится расчётным путём исходя из нормативов, либо количества и объёма контейнеров. Согласно п. 148(30) ПП РФ № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях МКД применяются нормативы накопления. Расчёт по контейнерам ведётся в случае, если в регионе законодательно введена сортировка отходов.

Суд кассационной инстанции отменил документы коллег, указав, что они не выяснили, есть ли на уровне субъекта решение о сортировке ТКО и, если есть, выполняют ли такое решение жители спорных многоквартирных домов фактически, то есть организовано ли раздельное накопление отходов на контейнерных площадках этих МКД. Если этого нет, то регоператор обязан применять нормативы при расчёте платы за свои услуги. Дело отправилось на новое рассмотрение.

Между регоператором и исполнителем услуг не заключён договор и не определён метод расчёта платы за вывоз ТКО

Суд кассационной инстанции в деле № А69- 1019/2020 указал на то, что регоператор по обращению с ТКО может вести расчёт платы за свои услуги исходя из фактического объёма контейнеров, если:

  • в регионе принят нормативно-правовой акт о раздельном накоплении ТКО;
  • на контейнерной площадке МКД организована сортировка мусора.

В разбираемом деле между РСО и управляющей организацией был подписан договор. Формулировку, которую регоператор включил в этот документ о том, что будет вести расчёт платы исходя из объёмов вывезенных отходов, суд не принял во внимание, поскольку она незаконна при отсутствии приведённых выше условий.

Напомним, что ранее мы рассказывали о судебном деле, в рамках которого ТСЖ через суд добилось права рассчитываться с регоператором за вывоз ТКО по факту. Но в этом деле важным обстоятельством стало то, что между товариществом и РСО не был заключён договор.

Суд тогда указал, что ТСЖ в отсутствие договора и утверждённого способа определения объёма оказанных услуг полностью оплатило вывоз ТКО, образованных в многоквартирном доме, исходя из фактических показателей. Регоператор не доказал, что оказал услуги в большем объёме.

А как вы оплачиваете услуги по вывозу ТКО: исходя из норматива или по факту? Расскажите в комментариях.