Вероятность переноса «мусорной» реформы на 2019 год стала ещё более реальной. Вчера законопроект о поэтапном внедрении новой системы обращения с отходами был одобрен депутатами Государственной думы РФ во втором чтении.

Почему так произошло и когда ждать внедрения раздельного сбора мусора, расскажем сегодня.

«Мусорная» реформа откладывается

Формально «мусорная» реформа стартовала в 2015 году, когда вышел Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ. Он внёс изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Согласно N 458-ФЗ, в каждом субъекте РФ должны были появиться:

  • региональная программа в области обращения с ТКО,
  • региональный оператор по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Изменения в системе обращения с ТКО решено было вводить постепенно, большая их часть вступила в силу в 2016 году, остальные должны были подтянуться в 2017 и 2019 годах.

Раньше процесс обращения с ТКО не был сосредоточен в руках одной организации. В этом году в каждом субъекте РФ планировалось появление регионального оператора по обращению с ТКО, выбранного на основании конкурсного отбора. Это было сделано для того, чтобы систематизировать процесс обращения с ТКО и передать его в руки одного юридического лица.

К тому же сейчас управляющие организации платят перевозчикам за фактический вывоз ТКО, в эту плату уже включена стоимость полигона. Но вместо того чтобы увозить отходы на легальные полигоны и платить за размещение на них мусора, перевозчики везут их или на нелегальные полигоны, или выбрасывают по дороге.

Новые правила уточнили, что перевозчики, с которыми региональный оператор заключает договоры, получают деньги только после доставки отходов в надлежащее место переработки или хранения.

Помимо выборов регионального оператора к 1 января 2016 года в каждом регионе необходимо было:

  • установить тарифы на обращение с ТКО,
  • определить единый тариф на услугу регионального оператора,
  • утвердить региональную программу по обращению с ТКО,
  • разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.

На ваш законный вопрос: так где же операторы? заметим, что постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 о конкурсе по выбору региональных операторов по обращению с ТКО появилось на сайте Правительства РФ только 8 сентября.

Территориальные схемы, в которых в графическом и текстовом виде должна была быть описана схема обращения с ТКО (обозначены места будущих заводов по переработке мусора, расписаны потоки мусора), не подготовили 23 из 85 субъектов России. А те схемы, что были составлены, нуждаются в доработке.

Из-за такой нерасторопности, а также потому, что власти большинства регионов не знают, куда они будут вывозить мусор и насколько снизить тариф на его вывоз, «мусорная» реформа и затянулась.

По иронии судьбы в сентябре 2016 года, когда вышло постановление о конкурсе по выбору регионального оператора, стало понятно, что не все регионы подготовлены к дальнейшему развитию реформы.

Почему так произошло? Проблема появилась потому, что нет методических рекомендаций по расчёту тарифов, у регионов нет подготовленных полигонов для вывоза мусора.

Законопроект с поправками

Проект Федерального закона вносит изменения в ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Уточняется, что соглашение между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года. А предложения об установлении тарифа на услугу регионального оператора предоставлены не позднее 1 июля 2019 года.

Поправки коснутся и N 458-ФЗ. Предполагается, что пока не начнет действовать единый тариф на услугу регионального оператора, будут действовать тарифы (и надбавки к ним) на услуги организаций коммунального комплекса – до 1 января 2018 года.

Изменится ч. 8 ст. 23 N 458-ФЗ. Согласно новой редакции, орган исполнительной власти должен заключить соглашение с региональным оператором не позднее 1 января 2019 года. К тому же времени утверждается единый тариф на услугу по обращению с ТКО.

Заметим, что субъектам РФ, которые уже готовы к запуску новой системы, отсрочку не предоставят. Для них переход к новой системе начнётся уже в 2017 году.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный жилищный инспектор, считает, что успех реформы зависит от того, насколько качественно отработаны составные части новой системы обращения с отходами. Далее он делает вывод: «Запуск новой системы в таком формате связан с высокими рискам, в первую очередь, для населения, поэтому Минстрой России предложил перенести предельный срок вступления в силу новой системы обращения с ТКО на 2019 год, чтобы дать возможность регионам, не успевшим подготовиться к реформе, качественно отработать свою часть задачи».

Так что ждём развития реформы, которая должна решить две важные проблемы: образование нелегальных свалок и вывоз мусора из малонаселённых пунктов. Третье чтение законопроекта состоится в ближайшее время.