В апреле 2021 года Конституционный Суд России разрешил забирать у должника, признанного банкротом, единственное жильё, если его площадь значительно превышает установленные нормативы. Читайте об условиях, при соблюдении которых это можно сделать, и обзор двух судебных дел по данному вопросу.

Условие 1: Единственное жильё превышает по размерам и стоимости «разумно достаточную» жилплощадь

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, у должника-гражданина нельзя забрать в счёт долга единственное пригодное для проживания помещение: комнату, квартиру или дом. Исключение – жильё куплено в ипотеку.

К этой норме, как правило, апеллируют должники, требуя исключить их жильё из конкурсной массы в делах о банкротстве. На ст. 446 ГПК РФ опирались суды: они не позволяли продать квартиру для погашения долга вне зависимости от того, что это за жильё – комната в общежитии или дом в несколько этажей.

Но в апреле 2021 года вышло постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2021 № 15-П, которое в корне изменило подход к этому вопросу. В КС РФ обратился гражданин, который одолжил знакомой деньги, но она долг не вернула. Займодатель обращался в суд, но приставы не смогли помочь: у ответчицы не было имущества, на которое можно обратить взыскание.

Тем временем должница купила квартиру площадью более 110 кв.м и признала себя банкротом. Взыскатель через суд требовал, чтобы жильё было продано для погашения долга. Суды отказали ему, ссылаясь на ст. 446 ГПК РФ. Тогда гражданин подал административный иск в КС РФ с требованием проверить на конституционность эту норму. Конституционный Суд РФ отметил, что такой запрет оправдан, но распространяется только на «разумно достаточную» жилплощадь.

Суд может изъять у должника единственное жильё, если квартира куплена в период взыскания с него задолженности и превышает площадь, необходимую для комфортного проживания. При этом суд не вправе оставить должника без жилища, площадь которого должна соответствовать муниципальному нормативу.

КС РФ в постановлении от 26.04.2021 № 15-П по сути разрешил продавать в счёт долга роскошное, пусть и единственное жильё признанного банкротом человека. Взамен ему должна быть предоставлена или куплена другая квартира метражом не менее установленного в муниципалитета норматива по площади на человека.

Начала складываться судебная практика с опорой на тезисы Конституционного Суда РФ. Но и до этого суды, разбирая споры о банкротстве, занимали подобную позицию. Рассмотрим два дела: одно из периода «до», а второе – после постановления КС РФ.

Условие 2: Кредиторы провели собрание и выбрали для должника новую квартиру по муниципальным нормативам

Итоги дела № А60-56649/2017 – прецедент в судебной практике. Оно рассматривалось до выхода постановления № 15-П. В нём суды одобрили переселение гражданина-должника в новое жильё, выбранное кредиторами, а роскошная квартира ушла с торгов.

Спор начался ещё в 2017 году, когда гражданин из Екатеринбурга был признан банкротом. Он обратился в суд с ходатайством об исключении из конкурсной массы квартиры общей площадью 147,3 кв.м, сославшись на то, что это его единственное жильё. Первая инстанция и апелляция согласились с истцом.

Кассационный суд указал: установленный в отношении жилья иммунитет должен распространяться на помещение, которое по своим характеристикам является разумно достаточным для удовлетворения потребностей в жилище. Это соответствует позиции КС РФ. Кредиторы провели собрание и выбрали для истца новую квартиру, площадь которой соответствует муниципальному нормативу.

Кассация отправила дело на новое рассмотрение. Верховный суд России это решение поддержал, отклонив жалобу должника. Дело № А60-56649/2017 ушло на второй круг. В августе 2019 года первая инстанция согласилась, что кредиторы действовали в рамках закона. Квартира в 31,7 кв.м, подобранная для должника кредиторами, соответствует требованиям закона. Замена большой по площади квартиры на маленькую правомерна, а жильё в 147,3 кв.м можно продать в счёт долга.

Апелляционный суд, а за ним кассация такое решение коллег поддержали. В итоге двухуровневая квартира должника была продана на торгах за 8,2 млн рублей.

Данные Автоматизированной системы торгов по банкротству

Условие 3: Выручка от замены жилья не должна быть малозначительной по сравнению с суммой долга

Дело № А73-12816/2019 велось в отношении индивидуального предпринимателя из Хабаровска. Он был прописан в квартире матери, но при этом построил собственный дом. Через два дня после того, как суд признал его банкротом, мужчина зарегистрировал право собственности на дом, прописался там и подал иск в суд, чтобы его дом не входил в конкурсную массу для погашения долга как единственное его жильё.

Два первых суда посчитали, что предприниматель действовал недобросовестно: прописался в доме, чтобы тот не попал под взыскание при исполнительном производстве. Кассационный суд посчитал: смена места регистрации не доказывает, что должник вёл себя недобросовестно. Иск предпринимателя суд удовлетворил.

ВС РФ занял третью позицию и с опорой на постановление от 26.04.2021 № 15-П указал, что суды слишком поверхностно подошли к разрешению конфликта, не разобравшись, где действительно проживал должник. А главное – они не учли, что при процедуре банкротства допускается возможность приобретения замещающего жилья взамен «роскошного».

При этом должны быть соблюдены следующие правила:

  • площадь нового жилья не меньше, чем предусмотрено региональными нормами предоставления жилья по соцнайму;
  • разменную квартиру нужно по возможности купить в том же населённом пункте;
  • для предоставления должнику замещающего жилья финансовый управляющий его имуществом должен созвать и провести собрание кредиторов, чтобы установить рыночную стоимость дома, квартиры, размер издержек по их продаже, стоимость нового жилья.

ВС РФ подчеркнул, что управляющий должен оценить итоговое сальдо после всех сделок. Если в итоге оно окажется малозначительным по сравнению с суммой долга, то продажа квартиры, дома выполнит исключительно карательную функцию, не являясь эффективным способом погашения задолженности. Верховный суд РФ отправил дело на новое рассмотрение.

На заметку

Если до постановления Конституционного Суда РФ № 15-П дело о продаже единственного, но роскошного жилья должника было редким единичным случаем, то теперь судебная практика должна формироваться в соответствии с позицией КС РФ. Как показало дело № А73-12816/2019, судьи уже начали его применять и на него ссылаться.

Дела о продаже слишком дорогого жилья должника, даже если оно единственное, наглядно демонстрируют тенденцию противодействия способам сокрытия активов несостоятельного должника. Это важно и для управляющих домами, которые взыскивают долги за ЖКУ и могут также выступать кредиторами в делах о банкротстве.

Иногда УО и ТСЖ сложно взыскать задолженность даже после положительного решения суда по этому вопросу, когда исполнительный лист передан в ФССП. О построении эффективного взаимодействия с ней вы можете узнать из материалов нашего онлайн-семинара «Как работать с судебными приставами, чтобы точно взыскать задолженность».