Мы завершаем цикл о нововведениях-2019 в жилищном законодательстве. В заключительной статье рассказываем об изменениях в НПА, касающихся коммунальных услуг, расчёта платы за теплоснабжение многоквартирных домов, приборов учёта и «мусорной реформы».

Плата за отопление разделена на плату за индивидуальное отопление и за теплоэнергию на СОИ

Наиболее важные изменения в жилищном законодательстве, которые произошли в 2019 году, касались расчёта платы за теплоснабжение в многоквартирных домах. Это связано с постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, о котором мы подробно рассказывали в статье «Почему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление».

КС РФ предписал законодателям изменить подход к расчётам платы за теплоснабжение в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества.

Соответствующие изменения внесло в ПП РФ № 354 новое постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Так, потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников.

Однако не платить за индивидуальное отопление жилого помещения при автономном оборудовании потребитель может только в том случае, если при отключении в квартире централизованного теплоснабжения он соблюдал требования законодательства к переустройству: разработал техдокументацию и согласовал работы с органом МСУ.

Также новое постановление урегулировало порядок расчёта платы за отопление с учётом показаний индивидуальных приборов в тех МКД, где не все помещения оборудованы ИПУ. Подробно обо всех изменениях согласно ПП РФ № 1708 рассказала наш эксперт Елена Шерешовец в серии статей:

Подписаны три Федеральных закона в сфере коммерческого учёта потребления ресурсов

В 2019 году были приняты несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу учёта коммунальных ресурсов и установки ИПУ/ОДПУ.

  1. Федеральный закон от 26.07.2019 № 241-ФЗ ввёл новые виды домов, в которых можно не устанавливать счётчики и внёс корректировки в ст. 13 № 261-ФЗ.

УО и собственники помещений в МКД не обязаны устанавливать приборы учёта коммунальных ресурсов в домах, степень износа которых выше 70%. Требования по оснащению приборами учёта теперь распространяются на все ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту дома.

  1. Федеральный закон от 29.05.2019 № 114-ФЗ закрепил административную ответственность потребителей за повторное самовольное подключение к сетям электро- и теплоснабжения. Для физлиц штраф составит от 15 до 30 тысяч рублей.

Управляющие организации, которые борются с воровством ресурсов в многоквартирных домах, могут использовать этот аргумент при ведении информационной работы среди жителей.

  1. Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 № 522-ФЗ, в июле 2020 года в России начнётся введение системы интеллектуального учёта электроэнергии.

В МКД старые ИПУ будут массово менять на «умные», которые смогут автоматически передавать показания и ограничивать подачу света неплательщикам. Плату за новые приборы РСО включат в тариф.

Создан единый экологический оператор и изменены обязанности УО по содержанию контейнерных площадок

С 1 января 2019 года, согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах России начала действовать «мусорная реформа», но и в этом году законодатели продолжают корректировать НПА и утверждать новые документы, которые изменяют требования к работе новой системы по обращению с ТКО.

Так, 14 января 2019 года официально началось создание комплексной системы обращения с ТКО согласно Указу президента РФ от 14.01.2019 № 8 – Российского экологического оператора. Единый оператор был зарегистрирован уже 10 апреля 2019 года.

К его функционалу относится создание и управление комплексной системой по обращению с отходами, создание системы переработки вторсырья и контроль вредного воздействия ТКО на человека и окружающую среду.

Для управляющих организаций и ТСЖ важным изменением, которое касалось сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, стали требования постановления Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572. Этот документ исключил из минимального перечня работ и услуг по содержанию общего имущества собственников обязанность УО убирать контейнерную площадку после погрузки мусора в машины регоператора.

К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины – за это теперь отвечает регоператор (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

О нововведениях ПП РФ № 1572 мы подробно рассказали в статье «Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД».

Обновлён перечень вопросов для квалификационного экзамена руководителей УО

Одно из самых «свежих» изменений в законодательстве, которое напрямую регулирует работу управляющих организаций, внёс приказ Минстроя РФ от 26.06.2019 № 366/пр. Документ обновил перечень вопросов экзамена для получения квалификационного аттестата соискателя лицензии по управлению МКД.

В квалификационном экзамене появились вопросы, связанные с новыми правилами работы аварийно-диспетчерской службы и лицензионными требованиями. Этот экзамен обязаны сдавать все руководители УО для получения лицензии на управление многоквартирными домами.

Предлагаем воспользоваться нашим бесплатным тренажёром для подготовки к экзамену. Тестирование можно пройти в режиме обучения или в режиме экзамена. Количество попыток не ограничено. Тест абсолютно бесплатный.

На этом мы завершаем обзор нововведений в жилищное законодательство в 2019 году и приступаем к подготовке обзора законопроектов, которые внесены в Госдуму РФ или вынесены на публичное обсуждение и ОРВ. Мы расскажем о том, что ещё в этом году планируют изменить законодатели в НПА жилищной сферы и на каком этапе находятся эти документы сейчас.