Мы знаем, что письма Минстроя РФ носят рекомендательный характер и «не содержат правовых норм». Но органы ГЖН и суды часто опираются на них при работе с УО и ТСЖ, а сами компании получают ответы на вопросы по применению новых НПА. Поэтому продолжаем делать обзоры таких писем: читайте очередную подборку.

Программу производственного контроля качества воды разрабатывают РСО

Минстрой России в письме от 05.03.2022 № 8900-ОЛ/04 рассмотрел вопрос разработки управляющими организациями программы производственного контроля качества воды в МКД.

Согласно ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, производственную программу разрабатывает компания, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

К таким компаниям Минстрой РФ в соответствии с ч. 1 ст. 8 № 416-ФЗ относит:

  • водопроводно-канализационные предприятия, в эксплуатации которых находятся централизованные системы холодного водоснабжения, водоотведения или отдельные их объекты (ч. 15 ст. 2 № 416-ФЗ);
  • юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы ГВС или отдельных объектов такой системы (ч. 16 ст. 2 № 416-ФЗ).

Нормы № 416-ФЗ не предусматривают обязанность по разработке программы производственного контроля качества воды в отношении управляющих многоквартирными домами организаций. Она возложена на РСО.

В 2024 году суммы перерасчётов за КР на СОИ должны распределяться равными долями на весь год

Письмо Минстроя РФ от 26.06.2023 № 37361-МС/ОО опубликовало НП «Национальный жилищный контроль». В нём разъясняются нюансы перерасчётов платы за КР на СОИ в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 27.03.2023 № 480.

Документом внесены изменения в п. 29(3) Правил № 491: сумма перерасчёта платы за ресурсы, потреблённые за прошлый год на содержание общего имущества, выставляется в квитанциях равными долями в течение года. Но к моменту появления такой нормы УО и ТСЖ уже были обязаны сделать такой перерасчёт – в I квартале.

Минстрой РФ в письме от 26.06.2023 № 37361-МС/ОО указал, что, согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы. Они применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие.

Поэтому, если перерасчёт платы за КР на СОИ, сделанный в I квартале 2023 года до 30 марта, включён в квитанции в виде единовременного платежа в январе-марте, то перераспределять эти начисления не требуется.

Если же УО не успела провести перерасчёт до вступления в силу ПП РФ № 480, то она обязана это сделать и распределить сумму равными долями на 9 месяцев.

«Перерасчёт размера расходов на КР на СОИ, потреблённые в 2023 году, в соответствии с действующей редакцией Правил № 491, должен быть произведён равными платежами в течение 2024 года», – подчеркнули в ведомстве.

При расчётах за отопление не применяются повышающие коэффициенты

Об ещё одном интересном письме Минстроя РФ, которое вы могли пропустить. рассказала в Телеграм-канале глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. В ответе на обращение от 06.10.2020 № 30298-ОГ/04 ведомство высказало свою позицию по вопросам расчёта платы за отопление в домах, где не установлен ОДПУ.

В соответствии с п. 42(1) Правил № 354, расчёт размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД производится по формулам 2(3), 2(4), 3, 3(1), 3(3) и 3(4) приложения № 2 к этому НПА. Применение повышающих коэффициентов при расчётах за отопление Правилами № 354 не предусмотрено.

«Плата за неё, подлежащая внесению потребителями, не может быть увеличена путём применения повышающего коэффициента в связи с отсутствием в доме ОДПУ тепловой энергии», – подытожила эксперт.

ОСС в заочной форме проводится, если для принятия решений на очной части не собран кворум

В письме от 14.07.2023 № 19178-ОГ/00 Минстрой РФ дал разъяснения по вопросам проведения ОСС в форме заочного голосования:

  • Общее собрание собственников в заочной форме может проводиться по вопросам, которые ранее были поставлены на голосование на ОСС в очной форме и по которым не собрали кворум.
  • Для проведения первого онлайн-ОСС собственникам не нужно предварительное согласование такого формата на очном собрании, если они хотят использовать ГИС ЖКХ.
  • При выборе иной информационной системы необходимо провести предварительное ОСС для принятия решений, предусмотренных п. п. 3.2–3.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Собственники должны выбрать ИС, инициатора и администратора собраний, порядок приёма администратором решений от участников ОСС и сроки голосования с использованием информационной системы.

Изменения в ГИС ЖКХ по загрузке протоколов ОСС запланированы, но не будут внесены ранее 2024 года

Зампред комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева получила от Минстроя РФ ответ на обращение, в котором обозначила проблему загрузки в ГИС ЖКХ разных протоколов одного и того же общего собрания собственников в МКД. Она указала на необходимость исключить такую ситуацию на технологическом уровне.

В письме от 15.08.2023 № 48975-КМ/14 ведомство указало, что, согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, инициатор ОСС обязан размещать в ГИС ЖКХ решения и протокол собрания независимо от формы его проведения. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность по ст. 13.19.2 КоАП РФ.

В системе действительно не исключена возможность загрузки «своего» протокола ОСС, полностью отличного от подлинного или имеющего с ним существенные расхождения. Доработка ГИС ЖКХ, в том числе по данной проблеме, запланирована, но не ранее 2024 года.

Из письма Минстроя РФ, отправленного в ответ на обращение Светланы Разворотневой по вопросу загрузки в систему протоколов ОСС

А пока Минстрой РФ предлагает собственникам помещений в МКД и иным заинтересованным лицам, чьи права будет нарушать протокол-двойник, оспаривать эти документы в суде (ст. ст. 181.3–181.5 ГК РФ).

У вас есть интересное коллегам письмо или разъяснение от Минстроя РФ по управлению домами? Пришлите его на [email protected]: мы расскажем о нём на портале.