Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, регулирующий сферу госнадзора, вступил в силу 1 июля 2021 года. Для исполнения его требований органы власти утверждают отдельные положения для разных видов контроля. Читайте обзор правил, установленных для проверок регоператоров, и мнение эксперта о том, повлияет ли это на качество капремонта в МКД.

Правила надзора за деятельностью фондов капремонта утверждены кабмином

Правила госконтроля за работой региональных фондов капитального ремонта общего имущества в МКД утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2022 № 1702 (далее – Правила № 1702).

«Постановление закрепляет механизм государственного надзора за деятельностью регионального оператора, который предусмотрен ч. 14 статьи 20 ЖК РФ», – отметил ведущий юрист компании «МКДЭКСПЕРТ» Алик Зеленков. – «Такой надзор существовал и раньше, сейчас закрепили отдельные особенности его проведения, как это сделали в 2021 году с региональным госжилнадзором».

Согласно п. п. 2, 6 Правил № 1702, орган ГЖН будет проверять, как регоператоры выполняют требования законодательства:

  • к подготовке и направлению собственникам предложений, связанных с проведением капремонта;
  • по организации такого ремонта в установленные региональными программами сроки;
  • к приёмке услуг и работ по капремонту, в том числе созданию комиссий;
  • к контролю за качеством и сроками работ;
  • к качеству ремонта в течение 5 лет с момента его приёмки;
  • к предоставлению собственникам платёжных документов для уплаты взносов и к работе по взысканию задолженности;
  • к размещению информации в ГИС ЖКХ;
  • к подготовке технического задания и проектной документации, соответствующей требованиям регламентов, стандартов и других нормативных документов;
  • к фиксации фактов создания подрядчикам препятствий при проведении ремонта в МКД;
  • к проведению капремонта при авариях и чрезвычайных ситуациях для восстановления конструкций дома и работоспособности внутридомовых систем;
  • к передаче управляющей домом организации копий документов о проведённом капремонте;
  • к работам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности МКД.

Органы ГЖН должны вести работу по профилактике нарушений со стороны регоператоров капремонта

Один из разделов Правил № 1702 посвящён профилактическим мероприятиям, которые вправе проводить орган ГЖН в отношении фондов капремонта. Это необходимо для «стимулирования добросовестного соблюдения региональным оператором требований» (п. 8 Правил № 1702). Надзорное ведомство может:

  1. Публиковать обобщение правоприменительной практики.

Ежегодно инспекторы собирают и анализируют данные о проведённых контрольно-надзорных мероприятиях, а также делают обзор обращений граждан. Результаты анализа в виде проекта доклада проходят публичное обсуждение, а затем утверждаются приказом и размещаются на сайте органа ГЖН до 15 марта каждого года.

  1. Объявлять предостережения о недопустимости нарушения требований.

Надзорное ведомство вправе это сделать, если к нему поступили сведения о готовящемся нарушении требований или его признаках. Тогда инспектор объявляет регоператору предостережение и предлагает ему принять меры. Фонд капремонта может в течение 10 дней после получения документа подать возражение – по почте или в электронном виде. У органа Госжилнадзора есть 15 рабочих дней, чтобы рассмотреть заявление и ответить на него.

  1. Наносить профилактический визит.

Это беседа по месту нахождения регионального оператора или п видеоконференцсвязи. Срок такого мероприятия – один рабочий день. Орган ГЖН информирует фонд капремонта о требованиях к его работе, о видах, содержании и периодичности контроля. По итогам визита инспектор не вправе выдавать предписание, разъяснения носят рекомендательный характер (п. 13 Правил № 1702).

Орган ГЖН вправе проводить надзорные мероприятия со взаимодействием или без него

Плановые проверки регоператоров капремонта проводятся на основании плана-графика. Он составляется с учётом сезонности работ и должен предусматривать проведение одного планового мероприятия в три года. Срок проверки – не более 30 рабочих дней.

Согласно п. 16 Правил № 1702, внеплановые контрольно-надзорные мероприятия проводятся по жалобам граждан или органов власти, наличии сведений о причинённом ущербе или вреде, по поручению президента или Правительства РФ, по требованию прокурора. Также внеплановая проверка нужна при истечении срока исполнения ранее выданного предписания.

При КНМ со взаимодействием инспекторы вправе организовать документарную или выездную проверку, без взаимодействия с регоператором проводятся наблюдение за соблюдением требований и выездное обследование.

В ходе выездной проверки орган ГЖН вправе использовать такие контрольно-надзорные действия как осмотр, опрос, получение письменных объяснений и инструментальное обследование.

По окончании КНД инспектор должен составить акт (п. 29 Правил № 1702). Если были выявлены нарушения, то в акте нужно прописать, в чём оно состоит и в каком НПА прописано.

Регоператор должен ознакомиться с содержанием акта на месте проверки, или орган ГЖН направляет ему документ в течение трёх рабочих дней со дня составления. Подписать акт, присланный в электронной форме, можно усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 34 Правил № 1702).

Регоператор капремонта вправе обжаловать действия или решения органа ГЖН

Согласно п. 38 Правил № 1702, фонд капремонта вправе обжаловать действия или решения органа ГЖН в досудебном порядке. Жалобу необходимо подать в течение 30 дней с момента, как регоператор узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Жалоба на предписание подаётся в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

Если указанный срок на досудебное урегулирование был пропущен по уважительной причине, то по ходатайству регионального оператора он может быть восстановлен руководителем органа ГЖН.

На заметку

Алик Зеленков отметил, что утверждение новых правил проведения надзора за работой регоператоров капремонта может иметь как позитивные, так и негативные последствия.

«С позитивной точки зрения – есть конкретные контрольно-надзорные мероприятия и сроки проверок регоператоров при поступлении жалоб на их деятельность со стороны жильцов. Качество таких проверок должно вырасти, к тому же потенциальное получение штрафа мотивирует регоператоров выполнять работу лучше», – рассказал эксперт. – «С другой стороны, у органов ГЖН появится больше работы. Поэтому при капремонте всё так же нужен постоянный надзор за работами, их качеством со стороны управляющих организаций и собственников».

При этом следует помнить, чтов 2022-2023 году кабмин отменил плановые проверки юрлиц, которые не относятся к высокой или чрезвычайно высокой группам риска нарушения обязательных требований или причинения ущерба. Право на внеплановые проверки у органа ГЖН по-прежнему есть – особенности их проведения прописаны в ПП РФ № 336.