ТСО в Кирове более 250 раз оштрафовали за несоблюдение сроков отключения ГВС при летних ремонтах – из-за нарушения пункта постановления органа МСУ. Организация обратилась в суд, чтобы оспорить полномочия администрации принимать такие НПА. Читайте, чью сторону заняли инстанции, в том числе ВС РФ.
Общий максимальный срок отключения ГВС для профилактического ремонта – 14 суток
В 2020 году администрация Кирова постановлением от 23.11.2020 № 2574-п утвердила план вывода в ремонт тепловых сетей, продлив его действие на 2021 год. В п. 2 этого НПА прописано, что РСО и обслуживающим объекты теплового хозяйства компаниям при ежегодных профилактических ремонтах рекомендуется отключать ГВС на срок не более 14 суток.
На основании постановления № 2574-п ТСО города за полтора года более 250 раз привлекалась к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ. Совокупный размер штрафов составил более 2,5 млн рублей.
Теплоснабжающая организация посчитала, что администрация Кирова таким образом превысила свои полномочия: у неё нет права устанавливать предельно допустимый срок отключения систем горячего водоснабжения. Действия органа МСУ привели к нарушениям прав компании и повлекли необоснованные расходы.
В итоге компания подала в суд административный иск, требуя признать п. 2 постановления № 2574-п недействующим со дня его принятия. Дело дошло до ВС РФ.
Когда длительное отключение ГВС зимой – малозначительное нарушение66381
Орган МСУ вправе по заявке ТСО согласовать для неё иной срок отключения ГВС для ремонта
Суд первой инстанции отметил, что положения ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ относят к полномочиям органов МСУ в этой сфере:
- принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения ТСО своих обязательств либо отказа от них
- в установленных законом случаях – согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Согласно ч. 1 ст. 21 № 190-ФЗ, собственники источников тепловой энергии, сетей обязаны согласовывать с органами МСУ вывод таких объектов в ремонт и из эксплуатации. При этом порядок вывода сетей установлен в пп. «б» п. 2, п. 3 Правил № 889 – по согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с абз. 2 п. 5.1.5 Правил № 170, ремонт систем ГВС следует производить летом одновременно. Рекомендуемый период ремонта и прекращения горячего водоснабжения – 14 дней. Конкретные сроки ремонта объектов централизованных систем ГВС определяются требованиями разд. IV Правил № 642 и Правилами № 889.
На основании этих пунктов НПА суд сделал вывод, что рекомендованная продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с ежегодными ремонтными и профилактическими работами составляет 14 дней. Более длительный срок отключения ГВС должен быть согласован с органами МСУ. И, в силу абз. 2 п. 97 Правил № 642, в таком случае муниципалитет обязан организовать горячее водоснабжение иными способами.
Но оспариваемым актом администрация Кирова императивно установила пресекательный срок отключения горячего водоснабжения при проведении профилактических ремонтов. Пересмотр, продление этого периода в конкретном случае в документе не предусмотрен.
К тому же, как указал суд, городская администрация вправе принимать решения о порядке и сроках прекращения ГВС только на открытых системах теплоснабжения (п. 1 ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2021 № 416-ФЗ). А в Кирове используются закрытые. Таким образом орган МСУ превысил свои полномочия по согласованию периода вывода объектов на ремонт, нарушив требования № 190-ФЗ и № 416-ФЗ.
При этом судья подчеркнул, что ТСО при отключении водоснабжения обязана соблюдать законодательство. Но это не даёт органу МСУ права принимать нормативные акты вне его компетенций. Иск компании был удовлетворён (решение Первомайского районного суда Кирова от 07.06.2023 по делу № 2а-2115/2023).
Кто платит за отопление подвала МКД с транзитным трубопроводом ГВС26440
Орган местного самоуправления не вправе своим НПА утверждать нормативный срок отключения ГВС
Городская администрация подала апелляционную, а затем кассационную жалобу, чтобы оспорить решение первой инстанции. Она настаивала, что:
- постановление не обладает признаками нормативности и не является НПА;
- продолжительность перерыва в ГВС при ежегодных ремонтных и профилактических работах в централизованных сетях определялась до 1 марта 2021 года в СанПиН 2.1.4.2496-09;
- обязанность по установлению конкретного срока продолжительности ремонта относится к полномочиям органов местного самоуправления (приказ Госстроя России от 06.09.2000 № 203).
Но суды указали, что в НПА, на которые ссылается орган МСУ, лишь прописано, что отключать ГВС в период ремонтов можно на период в 14 суток. В них не говорится, что у муниципалитета есть полномочия устанавливать такой срок: только согласовать его для конкретного случая и компании (абз. 2 п. 5.1.5 Правил № 170). Администрация должна на основании результатов рассмотрения заявок от ТСО утверждать сводные годовые планы ремонта объектов централизованных систем ГВС.
Эти выводы инстанций содержатся:
- в апелляционном определении Кировского областного суда от 29.08.2023 по делу № 33а-4590/2023;
- в кассационном определении Шестого КСОЮ от 13.12.2023 по делу № 88а-25600/2023.
Их поддержал Верховный суд России, куда обратился орган местного самоуправления. ВС РФ не нашёл нарушений в решениях нижестоящих инстанций (определение ВС РФ от 17.07.2024 по делу № 10-КАД24-4-К6).
Накажут ли УО за недогрев воды, если жители отказались от ремонта ГВС48031
Сроки отключения ГВС на летний ремонт зависят от состояния и протяжённости сетей
Напомним, что Правила № 354 запрещают отключать горячее водоснабжение более чем на 14 дней. В некоторых регионах и городах теплоснабжающие компании стараются сократить эти сроки. Например, в Москве плановое отключение ГВС длится 10 дней, хотя до 2009 года оно составляло три недели.
Теплосети проверяют по участкам поэтапно, а протяжённость таких сетей в каждом городе и даже районе муниципалитета разные. Срок проверки напрямую зависит от их объёма и состояния.
Именно поэтому у органа МСУ есть полномочия на согласование срока, превышающего нормативный, – для конкретного участка сетей и ТСО. При этом, как отметили инстанции и ВС РФ в определении по делу № 10-КАД24-4-К6, администрация не вправе своим НПА императивно установить период отключения – без учёта особенностей территории и состояния теплосетей.
УО, ТСЖ и кооперативам следует проводить среди жителей МКД информационную работу – разъяснять, кто отвечает за ремонт централизованных и внутридомовых сетей, по каким требованиям и в какие сроки они проводятся.
Чтобы разгрузить диспетчеров АДС, отвечать на вопросы жителей об отключениях ГВС можно и по другим каналам:
- в группе в соцсетях,
- в Телеграме,
- в чате дома в мессенджере,
- на сайте компании.
Как правильно это делать и какой из каналов выбрать для своих клиентов, мы обсудим 19 сентября 2024 года на бесплатном онлайн-семинаре «Развитие УО через взаимодействие с жителями». Для участия нужно только зарегистрироваться: в ответном письме мы вышлем ссылку доступа к трансляции. Не пропустите: эфир уже завтра!