Если земельный участок под МКД входит в состав общего имущества, то УО обязана установить контейнерную площадку для сбора ТКО. Но не всегда это возможно: придомовая территория может быть слишком маленькой. Узнайте, можно ли сделать местом накопления отходов мусороприёмные камеры в МКД, если негде установить контейнеры.
Контейнерные площадки возле МКД создаёт собственник земельного участка
Возле одного из домов Тольятти не было контейнерной площадки, и мусоровозам приходилось заезжать на тротуары, чтобы забрать отходы из мусоропроводов в МКД. Асфальт при этом разрушался, а ТСЖ отказывалось выкатывать баки на улицу для погрузки мусора.
Из-за трудностей со сбором отходов региональный оператор по обращению с ТКО Самарской области обратился в администрацию города с требованием организовать возле данного МКД место накопления отходов. Муниципалитет его не исполнил, и компания обратилась в суд, но он требования не удовлетворил: создавать контейнерные площадки должны владельцы земельного участка.
Поскольку территория входит в состав общего имущества, такая обязанность возложена на товарищество (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ). Также суд указал, что по заявке ТСЖ местами сбора ТКО в данном доме являются мусороприёмные камеры (дело № А55-1228/2021).
Кто и как устанавливает контейнеры на контейнерных площадках408134
УО обязана организовать контейнерную площадку согласно региональной схеме обращения с ТКО
Тогда регоператор подал иск к ТСЖ, считая, что оно уклоняется от обязанности создать контейнерную площадку у МКД и вынуждает компанию нарушать ПДД (дело № А55-1285/2022).
Оценив приведённые доводы, суд первой инстанции отметил:
- Региональный оператор вывозит мусор согласно программе и территориальной схеме обращения с отходами (ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
- Накопление ТКО допускается только на площадках, соответствующих требованиям НПА (п. 1 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
- УО по договору управления отвечает за благоприятные и безопасные условия проживания и предоставляет потребителям коммунальные услуги (ч. 1 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
- Надлежащее содержание общего имущества включает организацию мест накопления твёрдых коммунальных отходов (п. 26 Минимального перечня № 290, пп. «д» п. 11 Правил № 491).
Судья заключил, что ТСЖ в силу закона обязано сформировать на придомовой территории отдельную контейнерную площадку, а также свободный подъезд к ней (п. 3.7.1 Правил № 170, приказ Минэнергетики и ЖКХ Самарской области от 23.09.2016 № 228, письмо Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802).
Должна ли УО устанавливать у МКД новые контейнеры для сбора отходов74925
Если создать площадку ТКО у дома невозможно, то УО сообщает об этом в орган МСУ
ТСЖ обжаловало данное решение в апелляционном суде и настаивало, что площадки под ТКО уже организованы. Администрация, выступая со стороны ответчика, отметила:
- В спорном МКД по заявке ТСЖ местами сбора ТКО являются мусороприёмные камеры (постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039).
- Для подъезда к ним регоператор должен использовать спецтранспорт грузоподъёмностью до 3,5 тонн.
- Возле дома не установить контейнерную площадку по требованиям законодательства и СанПиН, так как из-за плотности застройки невозможно соблюсти нормативы (п. 1 ст. 13.4 № 89-ФЗ, абз. 5 п. 2 Правил № 1156).
Также инстанция указала, что регоператор обязуется принимать мусор в объёме и в местах накопления, которые определены в договоре с собственником ТКО (пп. «б» п. 148(22) Правил № 354, ст. 1, ч. 2 ст. 24.7 № 89-ФЗ). Нормы НПА позволяют считать местом накопления отходов мусорные камеры МКД (п. 10 Правил № 1156).
Суд отметил: движение машин коммунальных служб по тротуарам и пешеходным дорожкам допускается, если отсутствуют другие пути подъезда к обслуживаемым объектам (п. 9.9 постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).
Апелляционный суд отменил решение первой инстанции как неисполнимое и добавил:
- В силу ч. 2 ст. 24.7 № 89-ФЗ регоператор должен принимать отходы из контейнеров действующей системы мусоропровода в спорном МКД.
- Стороны могут прописать в договоре условия и порядок такого вывоза ТКО (п. 8(10) Правил № 1156).
Кассация признала решение обоснованным и оставила его без изменений.
Мусоропровод может быть площадкой сбора ТКО, если это соответствует НПА и договору с регоператором
Региональный оператор по обращению с ТКО направил жалобу в Верховный суд России и указал, что собственники заключили с ним прямые договоры. ВС РФ учёл данный факт, а также отметил, что непонятно, что требовал регоператор: изменить место погрузки отходов в мусоровоз, создать новую площадку или скорректировать территориальную схему.
Инстанции при оценке обстоятельств дела также не выяснили:
- кто исполнитель КУ по обращению с ТКО;
- голосовали ли собственники при создании ТСЖ за сохранение порядка сбора отходов;
- соответствуют ли спорные мусопроприёмные камеры нормам НПА.
ВС РФ отменил решения нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение. При этом он рекомендовал, чтобы суды учли следующее:
- Администрация установила для спорного дома только три точки сбора ТКО из мусороприёмных камер, но подъездов в нём 12.
- Персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать вывоз баков к месту перегрузки в мусоровоз (пп. «г» п. 5.9.10 Правил № 170).
В случае если площадь земельного участка не позволяет УО создать контейнерную площадку в соответствии с НПА, то такая обязанность ложится на орган местного самоуправления (ст. 8 № 89-ФЗ, п. п. 24, 25 Обзора судебной практики Президиума ВС РФ от 13.12.2023).
Кто заплатит за свалку на недействующей площадке для ТКО возле МКД25870
Органы МСУ создают контейнерные площадки возле МКД независимо от принадлежности земли под ним
Мусорная реформа началась в 2019 году, но до сих пор остаётся много спорных вопросов, которые приходится разрешать судам. Среди них – при каких условиях и кто должен организовать контейнерные площадки у многоквартирных домов.
Исходя из выводов суда по делу № А55-1285/2022, управляющая организация вправе сделать мусорные камеры местом накопления ТКО, если:
- Докажет, что у дома нельзя создать такие места по требованиям НПА.
Например, невозможно соблюсти положения п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, п. 3.7.6 Правил № 170: расстояние от жилых домов до баков – 20-100 метров.
- Согласует такой способ накопления отходов с муниципалитетом и регоператором.
Если УО не может соблюсти данные требования при создании места сбора ТКО, тогда она должна оповестить об этом орган МСУ, который по общему правилу обязан организовать площадку на другой территории и сообщить об этом жителям МКД (ст. 8 № 89-ФЗ, п. 24 Обзора).