Заключительный, третий, этап реформы контрольно-кассовой техники начался летом 2018 года. Организации, оказывающие услуги, и некоторые категории индивидуальных предпринимателей получили отсрочку до июля 2019. Однако, даже имея в запасе год, многие из них до последнего откладывают установку онлайн-касс.

Что сказано в законе

До 1 июля 2019 года все организации, ещё не установившие контрольно-кассовую технику (далее – ККТ) нового образца, должны сделать это. Так утверждает № 192-ФЗ от 03.07.2018, вносящий изменения в № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт».

В ст. 2 № 54-ФЗ приводится ряд случаев, когда контрольно-кассовая техника не применяется. Например, она не нужна в газетных киосках, химчистках, организациях по ремонту обуви, на ярмарках. Организации сферы ЖКХ же, как предоставляющие услуги и взимающие плату, не являются исключением и должны перейти на онлайн-кассы.

Какие требования к ККТ должны соблюдаться

В статье 4.1 № 54-ФЗ, введённой № 290-ФЗ, перечислены требования к кассовой технике и фискальному накопителю. Аппарат должен приобретаться у поставщика, входящего в государственный реестр операторов фискальных данных (далее – ОФД), зарегистрирован через него же. Корпус должен быть без повреждений, внутри – установлены часы реального времени, устройство для печати фискальных документов.

Накопитель, подобно кассе и оператору фискальных данных, включён в реестр фискальных накопителей. Ему необходимо иметь возможность шифровать передаваемые ОФД данные, формировать признаки фискального чека, иметь ключи шифрования (документа и сообщения) длиной не менее 256 бит.

В чём сложность для организаций сферы ЖКХ

Для жилищных организаций это нововведение сопряжено с фактически полным отсутствием опыта работы с кассами, а также с ошибочной трактовкой закона. Большинство считает, что он применим только для наличных платежей – это не так. Закон (п. 5 ст. ст. 1-2 № 54-ФЗ) обязывает организации, оказывающие услуги и взимающие за это плату, фискализировать все средства, поступившие на расчётный счёт, в том числе и безналичные.

Приобретение, регистрация в ФНС и настройка аппарата, замена фискальных накопителей – лишь часть технического обслуживания ККТ. Самое трудное, с чем предстоит столкнуться бухгалтерам управляющих организаций, – передача данных в налоговую, формирование и передача чека плательщику.

В ч. 7 ст. 14.5 КоАП РФ прописано, что за невыдачу чека налоговая может наложить на должностное лицо административный штраф две тысячи рублей, на юридическое – десять тысяч рублей.

Для тех, кому предстоит работать с онлайн-кассами, ФНС регулярно проводит мероприятия (например, вебинары) по разъяснению положений № 54-ФЗ. Но среди организаций жилищно-коммунальной сферы нет понимания, как работать с этими кассами, как правильно выбивать чеки.

Отсутствие чёткой информации о порядке введения онлайн-касс оставляет управляющим организациям надежду на то, что закон отменят. Между тем, это третья волна внедрения онлайн-касс, для сферы жилищно-коммунального хозяйства ввод ККТ неоднократно переносился, да и никаких «звоночков», что в законе будут изменения, нет.

Три причины перейти на ККТ как можно раньше

Представители налоговой службы ещё во вторую волну реформы ККТ призывали бизнес не откладывать подключение онлайн-касс. Сервисные службы, операторы фискальных данных также заинтересованы в этом. Причины рекомендовать управляющим организациям переход на ККТ нового образца как можно раньше есть и сейчас. Рассмотрим три из них.

1. Огромный поток регистрирующихся.

Из-за резкого увеличения числа подключающихся, налоговая служба и ОФД столкнутся с перегрузками. И чем ближе момент вступления закона в силу, тем больше будет проблем. Переходит на онлайн-кассы не только сфера ЖКХ – в 2019 году в целом ожидается большее количество регистрирующихся, чем в прошлые годы. Также в этот период могут обратиться в ФНС и к ОФД для замены фискальных накопителей уже пользующиеся онлайн-кассами организации.

2. Можно успеть потренироваться работать с аппаратами.

До вступления № 54-ФЗ для жилищно-коммунальной сферы в силу, сотрудники организаций сферы ЖКХ могут «набить руку» при работе с аппаратами. Это позволит им избежать ошибок, за которые предусмотрены штрафы. Речь идёт о формировании чеков, регистрации кассового аппарата.

3. Ближе к 1 июля 2019 года установка ККТ подорожает.

Высокий спрос в условиях крайней необходимости, срочность работы, привлечение дополнительных специалистов рождают иное ценообразование, не в пользу управляющей организации.

Ответственность за неисполнение закона

Хотят того управляющие организации или нет, предстоящие нововведения необходимо признать и начать к ним готовиться. Желательно до вступления закона в силу. Иначе – штрафы, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ.

Так, за отсутствие онлайн-кассы юридические лица заплатят минимум две трети от суммы всех платежей, проведённых мимо неё, но не менее 30 тысяч. Должностные лица – до половины суммы расчёта, но не менее 10 тысяч. За повторное нарушение последним грозит дисквалификация до двух лет, а вот деятельность юридического лица может быть приостановлена на срок до 90 суток.