9-10 ноября в Москве прошёл V ММФ стран БРИКС+, на котором я как эксперт Ассоциации «Р1» выступила в рамках секции «Город будущего: Умный город – умная страна» с докладом «Цифровизация ЖКХ в России: анализ последних лет и прогнозы до 2030». Расскажу о его основных темах.

Сфера ЖКХ по скорости цифровизации отстаёт от других отраслей, зато внедряет уже проверенные решения

Лидерами цифровизации в России сейчас являются банковская, нефтегазовая, промышленная, транспортно-логистическая и телекоммуникационная отрасли. Следом за ними идут медицина и образование. Замыкают лесопромышленный, сельскохозяйственный комплексы и ЖКХ.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства как ленивец: сильно отстаёт от остальных отраслей. В этом есть свои плюсы: мы безболезненно и успешно внедряем только те технологии и решения, которые уже проверены другими и дали положительные результаты.

По итогам опроса РосКвартала, управляющие организации не внедряют цифровые решения:

  • из-за «боязни онлайна»;
  • из-за отсутствия у потребителей ПК и, или интернета;
  • из-за возраста жителей и их низкой компьютерной грамотности;
  • из-за слабой информированности и пассивности граждан.

Большое значение в развитии сферы играют потребители услуг. Пока в России сохраняется стереотип «ЖКХ – это воры и мошенники», цифровизировать и продвигать отрасль сложно: все силы УО уходят на спасение, выживание и защиту.

В 2020 году цифровизация ЖКХ начала развиваться ускоренными темпами

Толчками к более быстрой цифровизации ЖКХ стали два события 2020 года:

  • Пандемия ковида, объявленная в феврале.

Введённые в пандемию ограничения значительно ускорили развитие и трансформацию разных отраслей, поскольку вынудили компании отправить сотрудников работать дистанционно, из дома. ЖКХ не стало исключением: юристы, бухгалтеры, диспетчеры и другие специалисты обязаны были трудиться удалённо.

Из-за этого произошла большая перестройка в организации процессов. Они начали использовать цифровые решения для удалённой совместной работы: системы контроля задач и графика, телефонию, приложения для звонков и проведения совещаний.

Получили развитие каналы взаимодействия с потребителями: УО активнее стали использовать социальные сети и мессенджеры, внедрили мобильные и видеоприложения, в том числе для проведения удалённых ОСС.

  • Старт 10-летней цифровой трансформации, о котором 4 декабря объявил президент России.

Это дало ещё один мощный толчок автоматизации и цифровизации компаний, в том числе их бизнес-процессов. Эти решения помогают уменьшить человеко-часы и максимально исключить человеческий фактор, влиявший на результат и скорость работы.

Анализ внедрения в ЖКХ некоторых цифровых решений за 2017-2023 гг. и прогноз роста этих показателей до 2030 года по данным УО и ТСЖ — от клиентов РосКвартала (18% организаций рынка)

В ЖКХ умные решения активнее всего внедряются в четырёх секторах: дом, сети, процессы и коммуникация

На сегодняшний день в ЖКХ можно выделить четыре сектора для внедрения цифровых решений:

  1. Конструктивные элементы.

Умные решения устанавливаются на этапе проекта и строительства дома и помогают мониторить их износ, потребность в текущем и капитальном ремонте, а в случае аварии – определять объём необходимых работ и материалов.

  1. Инженерные сети.

Уже существуют и применяются несколько подобных технологий: они позволяют автоматизировать сбор показаний приборов учёта, отключение коммунального ресурса, регуляцию его подачи и контроль качества. Без участия сотрудников происходит определение места аварии и изолирование участка до ремонта.

Организация установила на инженерных сетях умные датчики: в случае аварии система подаёт сигнал. Бригада выезжает на объект, уже зная, где утечка, сколько и какого материала ей потребуется и сколько времени уйдёт на устранение дефекта.

  1. Бизнес-процессы.

Цифровые решения для контроля выполнения задач, анализа трудозатрат и оценки эффективности стали актуальны со времён ковидной самоизоляции. Автоматизация алгоритмов, создание цифрового голосового помощника для приёма звонков от потребителей позволяют контролировать бизнес в любой ситуации и из любой точки мира.

Компания вместо диспетчера начала использовать голосового помощника, и экономит на этом более 300 тысяч рублей в год.

  1. Коммуникация с потребителями.

Один из трендов бизнеса – клиентоцентричность. Ведение социальных сетей, мессенджеров, мобильных приложений, популяризация компании, скорость ответа на обращения, внедрение искусственного интеллекта и возможность потребителю решить все вопросы в «одном окне» стали популярны в последние годы. Передовые УО вводят подобные сервисные услуги для улучшения коммуникации, повышения рейтинга, конкурентоспособности и репутации компании.

На заметку УО и ТСЖ

По планам и прогнозам в сфере цифровизации ЖКХ, к 2030 году:

  • Искусственный интеллект станет неотъемлемой частью и будет узаконен.
  • Появятся стратегии интеграции для лёгкого внедрения решений в производство.
  • Цифровая трансформация станет одной из целей работы регионов.
  • Максимальное количество государственных услуг будут оказываться через Единый портал.

О путях цифровизации процессов при управлении домами мы поговорим на Итоговой конференции за 2023 год. Приглашаю УО и ТСЖ присоединиться к диалогу по этой и десяткам других важных тем жилищно-коммунальной сферы.

Итоговая конференция объединит на своей площадке сотни представителей компаний ЖКХ и 13 экспертов-практиков для обсуждения вопросов управления МКД и обмена опытом. Не пропустите главную сессию года для УО и ТСЖ: встречаемся 14 и 15 декабря в Москве!