Органам власти постоянно приходится отвечать на вопросы по теме оплаты услуг по вывозу ТКО. Нередко споры о работе регоператоров и тарифах рассматривают суды. Читайте обзор мнений министерств, судов и экспертов о плате за вывоз уличного смёта и анализ нового судебного дела по данному вопросу.

Регоператор: за вывоз мусора после уборки придомовой территории потребители должны платить дополнительно

В 2019 году региональный оператор по обращению с ТКО в Челябинске направил управляющим организациям и ТСЖ письмо с предложением заключить договоры на вывоз отходов, которые остаются после уборки придомовой территории. Компания считала, что уличный смёт не является ТКО, поэтому забирать такой мусор она будет только за дополнительную плату, а не по установленному тарифу.

Жители некоторых многоквартирных домов, а также региональная ассоциация управляющих организаций посчитали такой подход неверным и обратились в территориальное управление ФАС России. Ведомство провело проверку и посчитало, что регоператор такими действиями нарушил п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

УФАС РФ выдало исполнителю коммунальной услуги предписание с требованием вывозить ТКО, образовавшиеся от уборки придомовых территорий в рамках договора по утверждённому единому тарифу. Также регоператор должен был в течение десяти рабочих дней отозвать направленное в УО и ТСЖ письмо о заключении дополнительных договоров.

Регоператор посчитал предписание незаконным и обратился с иском в суд, и этот спор в октябре 2021 года решала уже кассационная инстанция (дело № А76-17113/2020).

Минприроды и Минстрой России расходятся в мнениях о том, входит ли уличный смёт в состав ТКО

По вопросу, относится ли уличный смёт от уборки придомовой территории МКД к твёрдым коммунальным отходом, ранее высказывались Минприроды и Минстрой России, а также эксперты и суды.

Минприроды РФ в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 со ссылкой на ст. 1 № 89-ФЗ указало, что к ТКО относятся только отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений. Поскольку листва, уличный смёт, ветки и обрезки деревьев образовались на придомовой территории, эти отходы не относятся к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. Такую же позицию ведомство сформулировало в 2019 году, отвечая на вопросы горячей линии по вопросам «мусорной реформы».

Минстрой РФ в письме от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 высказал противоположное мнение. Он указал, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами и цветниками, за древесно-кустарниковыми посадками входят в состав ТКО. Этой же позиции придерживалась и ФАС России.

Эксперты и ВС РФ: уличный смёт входит в состав ТКО и вывозится в рамках услуг по обращению с отходами

В одном из выпусков онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» обзор этой темы сделала глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. Она привела пункты из НПА, подтверждающие, что уличный смёт, который собирает управляющая организация при содержании придомовой территории МКД, входит в состав твёрдых коммунальных отходов.

Эксперт ссылается на:

В 2019 году Верховный суд РФ рассмотрел обращение гражданина, который попытался оспорить нормативы накопления ТКО в Омской области и исключить оттуда отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. ВС РФ в решении от 23.09.2019 № АКПИ19-543 отметил, что довод о том, что твёрдые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основан на неправильном толковании норм права.

Таким образом, чаще всего ведомства и суды исходят из позиции, что уличный смёт с придомовой территории МКД – это твёрдные коммунальные отходы, которые регоператор должен вывозить в рамках утверждённого тарифа.

Суды: собственники платят за вывоз дворового смёта в рамках тарифа за коммунальную услугу по обращению с ТКО

Вернёмся к делу № А76-17113/2020, где региональный оператор пытался оспорить такое видение состава ТКО и отменить постановление ФАС России. Суд первой инстанции, который затем поддержали апелляционная и кассационная инстанции, при принятии решения исходил из следующих норм законодательства:

  1. В соответствии с ФККО № 242 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» включены виды отходов, относящиеся к ТКО – отходы из жилищ, от уборки территории городских и сельских поселений, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками.
  2. Управляющие организации в рамках своих обязанностей по договорам с собственниками предоставляют им услуги и работы, указанные в Минимальном перечне № 290. Согласно ПП РФ № 290, работы по содержанию придомовой территории включают подметание и уборку двора, очистку от мусора и промывку урн у подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации, уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
  3. Приказом Минстроя РФ от 28.07.2016 № 524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам определения нормативов накопления ТКО. Согласно документу, если уличный смёт, растительные отходы образованы на придомовой территории, то они подлежат учёту при определении нормативов.

В период проведения санитарной очистки территорий управляющие и обслуживающие организации выполняют свои прямые обязанности, предусмотренные действующим законодательством – в рамках содержания МКД в соответствии с ПП РФ № 290. Суд сделал заключение, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учёту в нормативе ТКО.

Его вывоз оплачивается в рамках тарифа за коммунальную услугу по обращению с отходами. Требование истца о заключении дополнительного договора за отдельную плату фактически обязало собственников помещений в МКД оплачивать услугу по вывозу смёта с придомовой территории дважды: в составе тарифа и по отдельному договору.

Судья отказался признавать требования ФАС России, изложенные в предписании, незаконными, и не удовлетворил иск регоператора. Его поддержала апелляционная инстанция, а затем и кассационный суд.

Регоператор пытался указать на то, что у него нет обязанности вывозить отходы, находящиеся вне контейнерных площадок. Но кассационный суд указал, что компания отказалась забирать уличный смёт, который УО и ТСЖ собирали в мешки и в контейнеры. При этом раз эти отходы появились после уборки придомовой территории, то вне зависимости от их состава, они входят в ТКО: этот мусор регоператор обязан вывезти в рамках тарифа за коммунальную услугу.

На заметку

На основе приведённых мнений Минстроя, ФАС и Верховного суда России, а также примеров из практики нижестоящих судов можно сделать вывод, что складывается однозначное мнение: уличный смёт с придомовой территории должен вывозить регоператор. Причём делает он это не за отдельную плату, а в рамках предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.

В рассмотренном деле регоператор пытался ссылаться на то, что при уборке дворов МКД в мусор попадает не только смёт. Но суд не посчитал это важным доводом: всё, что УО и ТСЖ собирают при санитарной уборке придомовой территории – твёрдые коммунальные отходы. За их вывоз нельзя брать плату сверх установленного в регионе тарифа.